Орфей скандала

Награда в виде древнегреческого певца, после смерти Эвридики завязавшего с женщинами и переключившегося на юношей, выглядит как-то сомнительно

У телевидения праздник за праздником. На прошлой неделе состоялось открытие новых почетных знаков в «Галерее звезд» ТВ, а уже на следующей грядет церемония вручения премии ТЭФИ. Порадоваться бы за мастеров малого экрана, да не получается. Уж больно много негатива связано с этим профессиональным сообществом.

Начнем с первого пункта. Голливудская «Аллея славы» в Лос-Анджелесе увековечила в виде терракотовых звезд, вмонтированных в тротуар, имена более двух с половиной тысяч знаменитостей. Многие убеждены, что такой чести удостоились лишь представители кино, но это заблуждение. Специальные эмблемы уточняют, в каком виде деятельности прославился человек. Оказывается, что работники киноиндустрии заслужили примерно половину. А почти четверть — труженики ТВ.

Разумеется, идею подобной достопримечательности не могли не позаимствовать другие города и страны. Москва не стала исключением. В 1993-м, когда наша любовь к заокеанскому партнеру распустилась пышным цветом, своя «Аллея» появилась у входа в концертный зал «Россия», расположенного на цокольном этаже одноименной гостиницы. Там установили именные звезды в честь представителей эстрады. Когда гостиницу снесли, исчезла и «Аллея». Позже, после долгих дебатов, ее восстановили в парке «Зарядье».

В 2001-м рядом с «Мосфильмом» открыли «Аллею кинозвезд», ее первым украшением стала бронзовая фигура Евгения Леонова в образе Доцента. Но особым вниманием местечко не пользовалось, через 10 лет коллекция перестала пополняться. А потом Доцента и вовсе распилили и сдали в пункт приема цветных металлов гости из Азии. Пришлось отливать нового.

С «Галереей звезд» в «Останкино» пока все в порядке. Но она и существует всего год. Там представлены памятные знаки в честь людей, знакомых каждому, кто хоть когда-то смотрел телевизор: Капица, Сенкевич, Леонтьева, Кириллов. А 22 ноября к ним присоединились Дроздов, Якубович, Шатилова и другие мэтры. Еще на открытии Алексей Пиманов сказал: «Я считаю, что наше телевизионное сообщество должно жить мирно. Надеюсь, что «Галерея звезд» — это первый шаг к тому, чтобы все поняли, что мы — в одной лодке». Таким образом, как бы призвав коллег: «Ребята, давайте жить дружно!»

Но, увы, получается это у них плохо. И здесь мы плавно переходим ко второй теме — вручению премии Т-ЭФИ. Со дня учреждения этой награды Академией российского телевидения прошло почти 30 лет. В 2017году ее первый президент Владимир Познер сокрушался: «Лучшими годами Академии были первые восемь лет, хотя за эти годы постепенно накапливалось недовольство тех учредителей, чьи каналы становились победителями реже, чем им хотелось».

Конечно, и всякие там «Золотые глобусы» не обходятся без внутрицеховых конфликтов. Но чтобы вот так, когда каждая церемония, каждый аспект, малейшая деталь подвергается жестоким нападкам внутри «террариума единомышленников»... Нет, такое торжество демократии зарубежным аналогам и не снилось. Не то жюри, дурацкие номинации, кумовство, черная зависть, мстительность — далеко не все обвинения, которые звучали в адрес членов Академии, начальников телеканалов и рядовых мастеров голубого экрана от их коллег.

За три десятилетия премия раз пять подвергалась коренным реформам, но ситуация не менялась. В этом есть некая загадка, лежащая, видимо, в области психологии. Непонятно, отчего бесятся хорошо обеспеченные, известные всей стране люди. Скажем, актеры и режиссеры, завоевавшие «Оскара», вправе рассчитывать на предложение новых выгодных контрактов. А наши? Получив бронзового «Орфея», не имеющего денежного эквивалента, они останутся на своей прежней работе и в прежнем качестве. Неужели одно лишь тщеславие провоцирует такие страсти?

Вот и сейчас, едва был опубликован шорт-лист ТЭФИ, поднялась шумиха среди спортивных комментаторов, возмутившихся тем, что кто-то не попал в этот список, зато Губерниев фигурирует в нем дважды. Причем в одной номинации с разными программами. И это лишь начало.

Состав троек финалистов — всегда отдельная песня. Ну, например, в качестве лучших «Вечерних общественно-политических шоу» фигурируют «60 минут», «Вечер с Соловьевым» и «Москва. Кремль. Путин». Красота! Если весьма обидчивый Владимир Рудольфович проиграет, он стерпит, поскольку конкуренты — его же единомышленники. Но как объяснить соседство в номинации «Документальный фильм» сериала «Сокровища Московского Кремля» («Культура»), двухчасового проекта «Кто тебя победил никто», посвященного актрисе Алле Демидовой (Первый канал), и фильма «За лентой» того же Соловьева («Россия 1»), снятого на передовой? Да если Соловьев не возьмет награду тут, он всю Академию пятой колонной провозгласит!

Кстати, после очередной реформы ТЭФИ недовольный ею Познер грозился забрать у премии бронзового «Орфея», эскиз которого по его просьбе сделал Эрнст Неизвестный. И тут есть над чем подумать. Во-первых, где теперь сам Познер, во-вторых, не кажется ли сомнительной награда в виде древнегреческого певца, после смерти Эвридики завязавшего с женщинами и переключившегося на юношей? Может, в нем-то все и дело?