Керосин, масло и трубы

Новые проекты «Роснефти»

На днях глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов был удостоен Гран-при как победитель конкурса «Персона года». Такой выбор во многом связан не только с достижениями компании на своем традиционном фронте, но и с выходом ее в новые сферы бизнеса и на новые рынки.

Вот свежие примеры. В эти же дни «Роснефть» заключила три соглашения о стратегическом сотрудничестве с тремя известными российскими компаниями: «Трансаэро», «АвтоВАЗом» и группой «ИТЕРА». А это на самом понятном нам, потребителям, уровне означает, что авиабилеты будут дорожать гораздо медленнее, и что в магазинах появится отечественное автомобильное масло, не уступающее по качеству западным аналогам, и что газ и нефть не иссякнут, но продолжат исправно пополнять казну страны. Ни для кого не секрет, что многие отечественные корпорации, получая доходы, выводили деньги за рубеж, прятали по кубышкам. «Роснефть» как крупнейший налогоплатильщик только в прошлом году перечислила в бюджет 1,4 трлн рублей. Но, кроме того, компания вкладывает заработанное в развитие других бизнесов, в инновации и в расширение. Налицо так называемый мультипликативный эффект, суть которого сводится к тому, что увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальные затраты.

Тут уместно припомнить либеральных толкователей, упорно пытающихся доказать, что государственная компания априори не может состязаться в эффективности с частной.

Давайте рассмотрим, что, собственно, дают три новых стратегических партнерства. Соглашение с «Трансаэро» означает долгосрочные поставки авиатоплива «Роснефтью» по всей территории России на маршрутах следования «Трансаэро». Авиаторы получают гарантированные объемы авиатоплива, что исключит риск осложнений с поставками. Более того, как заметила генеральный директор ОАО «АК «Трансаэро» Ольга Плешакова, долгосрочное соглашение и понятное ценообразование помогут планировать тарифную политику на максимально долгое время и, насколько возможно, помогут избежать роста цен на билеты.

Соглашение с ОАО «Авто-ВАЗ» имеет два ответвления. «Роснефть» будет поставлять на конвейеры автогиганта высококачественные масла и светлые нефтепродукты, которые изготовит Новокуйбышевский завод масел и присадок. Там, в свою очередь, запускается новая линия, масла из которой будут обладать высокими характеристиками, соответствующими самым современным стандартам. И «Роснефть» инвестирует в создание лабораторий и исследовательской базы, на которой совместно с «АвтоВАЗом» будет создавать новые масла и присадки, а также технологии их изготовления.

Наконец, соглашение с ООО «НГК «ИТЕРА» в полном смысле слова стратегическое. Оно представляет собой договор о совместной разведке и разработке газовых месторождений на территории РФ. Совместное предприятие, которое создадут для этих целей «Роснефть» и «ИТЕРА», будет настолько крупным и значимым, что займет место рядом с «Газпромом» и «НОВАТЭКом». Совместность и глобальность в этом деле нужны как для транспортировки и монетизации газа, так и для работы в условиях Крайнего Севера, где расположены многие месторождения. Для начала объем добычи нефти и газа совместного предприятия составит около 60 млн тонн и 1,2 трлн кубометров соответственно. В течение ближайших лет объединенная компания сможет добывать и реализовывать свыше 40 млрд кубометров газа собственной добычи ежегодно.

При этом совместные эксплуатация, строительство и приобретение элементов инфраструктуры для добычи и транспортировки углеводородов сделают себестоимость сырья ниже, а выгоду от работы выше. Настолько, что председатель совета директоров НГК «ИТЕРА» Игорь Макаров сказал так: «Мы рассчитываем, что совместное предприятие станет флагманом российского рынка независимых производителей газа».

Так, кажется, должно получаться у всех: себе выгоду и расширение, а людям — дешевое качественное масло, стабильные цены на авиаперелеты и рабочие места. Но получается почему-то только у государственной компании. В чем секрет? Почему остальные не могут? Спросите у Росфинмониторинга, который отслеживает отток капиталов за рубеж.

Президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов особо отметил, что каждый из трех новых проектов дает импульсы для развития перспективных направлений бизнеса. Сделка с «Трансаэро» задает новую тенденцию, направленную на бесперебойное обеспечение компании авиатопливом, позволяет минимизировать ценовые колебания, а также показывает стремление сторон следовать мировым стандартам. Совместный проект с «АвтоВАЗом» открывает новые возможности для развития научного и производственного потенциала компаний и поставок продукции, соответствующей самым современным требованиям. Совместное предприятие «Роснефти» и группы «ИТЕРА» обеспечит надежную платформу для успешной реализации газовой стратегии акционеров и создает эффективный инструмент для монетизации газа.

Досье «Труда»

ОАО «НК «Роснефть» — крупнейшая российская нефтяная компания, одна из ведущих публичных нефтегазовых корпораций мира. Основными видами деятельности являются разведка и добыча нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продукции нефтехимии.

НГК «ИТЕРА» — один из крупнейших независимых производителей и продавцов природного газа в РФ. Компания инвестировала в развитие газодобывающей отрасли более 2 млрд долларов. «ИТЕРА» стала первой частной компанией, которая ввела в эксплуатацию газовые месторождения.

ОАО «АвтоВАЗ» — крупнейший российский автопроизводитель. Сегодня производственные мощности «АвтоВАЗа» позволяют выпускать около 800 тысяч автомобилей.

ОАО «АК «Трансаэро» — вторая крупнейшая авиакомпания РФ. Маршрутная сеть включает более 150 направлений по России и другим странам.