Спуск на воду

Верфи для кораблей российского флота нашлись в Калининграде

К 2015 году ВМФ России получат три новых фрегата, которые будут охранять дальние рубежи России. На это рассчитывают заказчик, Минобороны, и исполнитель, завод «Янтарь». Рабочие завода, пока вице-премьер Дмитрий Рогозин торжественно закладывал корпус фрегата «Адмирал Макаров», рассказали «Труду», что справятся с заказом не раньше 2018 года.

Промерзший до костей оркестр в третий раз начинал проигрывать репертуар бравурных маршей, развлекая толпу. Работники прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» собрались возле импровизированной сцены на улице по случаю закладки корпуса фрегата «Адмирал Макаров», но начало церемонии задерживалось — ждали почетных гостей. Желающие согревались горячим чаем и с завистью поглядывали на прилавки с пирожками, которыми пока запрещали угощаться. «Такой торжественной закладки много лет не было», — вспоминает мастер сборочного цеха.

Министерство обороны заказало у калининградского завода шесть сторожевых кораблей проекта 11356. Два из них — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» — уже строятся, теперь компанию им составит «Адмирал Макаров». Первую тройку фрегатов, а они будут охранять дальние рубежи страны в составе Черноморского флота, завод должен передать в 2014–2015 годах. Это по плану.

«Работы с тремя кораблями нам хватит еще на 4–5 лет», — рассказывает начальник монтажного цеха Александр Захаров, видимо, не догадываясь о планах руководства. Раньше родной армии, еще в 2006-м, к калининградцам обратилась Индия и заказала три таких же фрегата. «Вот они готовые стоят, летом сдаем», — показывает Захаров. Он признается, что начинка у наших фрегатов более современная, чем у индийских близнецов. «Вот тоже готовый стоит „Селигер“, он будет у берегов Сочи во время Олимпиады охранять», — продолжает экскурсию Захаров.

Сегодня на заводе строят 10 кораблей. Как рассказал «Труду» официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко, три четверти составляет гособоронзаказ, но есть и гражданская продукция — ледокол инновационного финского проекта, рыболовный траулер. «По срокам уже не укладываемся, — признается он. — Надо учить людей, увеличивать штат, оснащать предприятие новым оборудованием». Еще недавно в Калининграде опасались, что часть заказов придется отдать в Петербург. Те опасения не оправдались, но возникли сомнения, сумеют ли справиться с заказом.

Впрочем, Дмитрий Рогозин, которого наконец дождались на закладке «Адмирала Макарова», выразил уверенность, что ОПК решит накопившиеся проблемы и станет «фабрикой добрых новостей». Вице-премьер в торжественной обстановке прикрутил к корпусу памятную табличку и передал собравшимся большой привет от главы правительства.

После церемонии корреспондент «Труда» поинтересовался, почему Минобороны предпочитает покупать военные корабли у Франции, если на российском заводе делают вполне конкурентоспособную технику.

«Если вы про вертолетоносцы Mistral, то я комментировать не буду — пусть этим занимается Минобороны. А вообще у нас сейчас в целом есть полное понимание того, что нам необходимо для развития военно-морской составляющей. Завод „Янтарь“ вышел из кризисных последствий, в которых прибывал еще год тому назад. Он загружен заказами, сегодня мы присутствуем при закладке сторожевого корабля дальней морской зоны. У нас тут заказано несколько кораблей этого класса, и гражданские суда строятся на этом предприятии. В том числе и для экспортных поставок. То есть мы ориентируемся не на импорт, а, наоборот, на экспорт.

В принципе наши мощности позволяют нам производить корабли всех классов, которые необходимы для обеспечения безопасности России. Может быть, кроме огромных авианесущих кораблей, которые используют США. Но нам такие корабли не нужны, поскольку мы не собираемся демонстрировать военную силу на других континентах».