Из кризиса на средней скорости

О том, что «дно кризиса» уже позади, известно социологам, но неведомо людям, далеким от общественных наук. Ученые мужи решили устранить недопонимание

По данным социологов, экономический кризис в той или иной мере затронул примерно три четверти россиян, причем 27,5% считают себя сильно пострадавшими. Эти люди столкнулись с задержкой зарплаты, некоторые из них потеряли работу, но главное – они не видят перспектив, поэтому будущее представляется им исключительно в мрачных тонах. Между тем исследования показывают, что «дно кризиса» уже позади. Об этом известно социологам, но неведомо людям, далеким от общественных наук. Ученые мужи решили устранить недопонимание и предприняли попытку донести до народа результаты своей титанической работы. Институт социологии РАН планирует проводить «Социологические вечера», на которых социологи популярным языком будут рассказывать всем желающим о нынешних социально-экономических реалиях, основываясь на данных трехлетнего мегапроекта (2014–2016 годы). Первая такая встреча прошла недавно в Центральном доме ученых РАН.

По сути, это было что-то вроде откровенного «разговора на кухне» о жизни нашей бренной, но с научными выкладками, цифрами и графиками, понятными обывателю. Социологи традиционно держат под прицелом средний класс, положение которого, как лакмусовая бумага, дает возможность оценить состояние общества в целом. По словам академика РАН Михаила Горшкова, директора Института социологии РАН, среднеклассники, как их ласково называют социологи, за последние годы начали утрачивать свои укрепившиеся позиции. «Они столкнулись со снижением социальной защищенности на работе и ростом цен, в результате были вынуждены сократить потребление платных социальных услуг и активизировать все формы дополнительной трудовой нагрузки», – рассказал он.

В итоге свободного времени у народа стало меньше, но зарплаты при этом не увеличились, так что денег не прибавилось. Оптимизм, правда, внушает тот факт, что численность среднего класса (к этой категории условно относят россиян с зарплатой от 50 тысяч рублей) осталась неизменной – 40–42%. «Да, уже не с теми ресурсами, но структура недвижимости, собственности и сбережений сохраняется, что позволяет не перемещать их по иерархической лестнице», – отметил Михаил Горшков.

Кроме того, мониторинговые исследования подтвердили непреложную истину – кризис кризисом, а ранее сложившиеся предпосылки развития значимых общественных тенденций все равно пробивают себе дорогу. В частности, российский социум довольно динамично движется в сторону современного общества потребления. Зависимость населения от власти постепенно снижается, и, как следствие, личные и индивидуальные интересы начинают превалировать над общественными. «В последние годы доля тех, кто безусловно, то есть по собственному признанию нуждается в поддержке государства, даже в кризисный период, снизилась по сравнению с 2011 годом на 10%, – поделился результатами исследований Горшков. – И одновременно на 10% выросло число тех, кто готов самостоятельно решать как личные, так и семейные проблемы». По мнению социологов, так называемая самодостаточная часть общества локализуется в основном среди молодых и хорошо обеспеченных россиян, а также среди тех, кто мотивирован на достижения и самореализацию. «Возможно, именно этим объясняется позитивный настрой тех, кто решает свои проблемы без участия государства», – заключил он.

Основная же часть населения в период кризиса, по словам кандидата социологических наук Светланы Мареевой, не гонится за журавлем в небе, а выбирает традиционные стратегии адаптации к экономическим реалиям. Люди начинают экономить, искать подработки и переориентируются на самообеспечение продуктами питания.

Однако последнее время экономисты довольно часто употребляют такое понятие, как «относительное перенаселение», когда численность россиян превышает число предлагаемых им рабочих мест. По мнению Натальи Тихоновой, главного научного сотрудника Института социологии РАН, правильнее говорить не о нехватке рабочих мест, а о структурной диспропорции, сложившейся на рынке труда. «Многие рабочие места просто остаются невостребованными», – отметила она и посетовала, что в России нет прозрачности в процессе трудоустройства. В результате большинству россиян неведомо, каким требованиям реально должен отвечать специалист, претендующий на ту или иную вакансию. «Наши социологические данные говорят о том, что в России почти в полтора раза больше людей с высшим образованием, чем мест, где оно необходимо. Однако там, где оно предполагается, почти на треть работают люди, его не имеющие, – подчеркнула Наталья Тихонова. – На рабочих местах, где предполагается высшее образование, его не имеют почти треть сотрудников, а больше половины если и получили дипломы, то не по профилю. Причем это касается даже таких специальностей, как медицина, я уже не говорю об образовании и других. Конечно, в медицине не сможет работать человек со строительным образованием, но если он детский окулист, то совершенно спокойно может трудиться кардиологом. И вы сами понимаете, как этот кардиолог будет лечить». По мнению социологов, многие даже не понимают, насколько велики последствия подобной структурной диспропорции. Она не только влечет за собой низкую эффективность и производительность труда, но еще и ведет к полному демотивированию работников, а также отбивает желание расти профессионально. «Это снежный ком, который будет далее только накапливаться», – заключили социологи.

Кстати

Подобные встречи планируется проводить регулярно. Информацию о следующих можно получить на сайте ИС РАН и Центрального дома ученых.