Представители России и Франции согласовали сумму неустойки, которую Париж заплатит Москве за срыв контракта на поставку двух универсальных вертолетонесущих десантных кораблей типа «Мистраль». Об этом журналистам сообщил источник в сфере военно-технического сотрудничества.
«В течение июня удалось выйти на предварительно согласованное с обеих сторон решение о сумме выплаты Францией компенсации России за непоставку «Мистралей». Предварительно — потому что решение должно быть одобрено теперь правительствами двух стран», – заявил информатор.
Ранее зампред коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщал, что на данном этапе переговоров вопрос о передаче кораблей уже не обсуждается: речь идет только о сумме компенсации.
Предполагается, что следующий этап консультаций пройдет в июле, после подтверждения уже достигнутых договоренностей.
Больше/меньше миллиарда
Обозреватели отмечают, что сумма контракта, подписанного в 2011 году между Рособоронэкспортом и французской компанией DCNS, составляла 1,2 миллиарда евро. До августа 2014 года Париж заявлял о намерении поставить веротолетоносцы заказчику. К этому времени на французских верфях было завершено строительство двух кораблей: «Владивосток» и «Севастополь».
Однако намерение Франции отдать корабли России вызвало сильное неудовольствие у Соединенных Штатов. В итоге в сентябре французские власти изменили свое отношение к исполнению контрактных обязательств, заявив, что передача «Мистралей» будет зависеть от прекращения огня на Украине.
После этого срок передачи кораблей несколько раз переносился – вначале на 14-е, а затем на 27-е ноября. 22 апреля текущего года президент Франции Франсуа Олланд заявил о готовности вернуть России деньги за срыв контракта. Месяц спустя, 26 мая российская сторона сделала официальное заявление, в котором отказалась от кораблей и согласилась принять компенсацию.
СМИ сообщали, что РФ рассчитывает получить компенсацию в размере 1,163 миллиарда евро. Франция же была готова выплатить порядка €784,5 миллионов. Разница в расчетах связана с тем, что французы считают только стоимость полностью выполненных работ, тогда как Россия закладывает в эту сумму расходы на создание инфраструктуры для обслуживания «Мистралей» в своих портах, стоимость обучения экипажей и создание новой модификации вертолетов КА-52К, предназначенных для базирования на кораблях такого типа.
Кроме того, отмечают политологи, Олланд и его кабинет заинтересованы в том, чтобы сумма компенсации была меньше психологически значимой суммы в миллиард евро: это позволит им сгладить недовольство избирателей решениями, принятыми президентом.
Очень дорогие ненужные корабли
Значительная часть российских экспертов и многие бывшие военные выступали против покупки французских вертолетоносцев. Критика зазвучала практически сразу после того, как стало известно о намерении российского руководства купить корабли.
Чтобы успокоить общественность и экспертное сообщество, Минобороны и связанные с ним специалисты некоторое время поддерживали версию о том, что вместе с кораблями Россия приобретает и боевую информационно-управляющую систему, которая по праву считается «изюминкой» французских вертолетоносцев. Однако позже выяснилось, что корабли оборудованы российскими системами управления, и никакого доступа к передовым наработкам Запада в этой области российский ВПК не получил.
16 апреля текущего года президент РФ Владимир Путин внес ясность в вопрос о том, зачем Москве понадобилось заключать эту сделку. По его словам, это был жест доброй воли, призванный загрузить простаивавшие в то время верфи Сен-Назер.
Тогда же президент сообщил, что Москва не станет требовать от Франции выплаты неустойки и штрафов за срыв проекта. «Отказ от поставки «Мистралей» по действующему контракту – это плохой знак, - сказал Путин. – Но, откровенно говоря, для нас с точки зрения поддержания отечественной обороноспособности не имеет никакого значения».
Это заявление было сделано в ходе прямой линии с президентом. Отвечая на замечание ведущего, что отказ от неустойки «позволит Франции расслабиться», Путин отметил: «Да ничего. Мы переживем».
Ледоколы и тральщики вместо вертолетоносцев
Представители экспертного сообщества неоднократно высказывали мнение, что вместо дорогостоящих игр с французскими УДК России стоило бы вкладывать деньги в те типы кораблей, которые действительно нужны для обеспечения обороноспособности страны.
Так, капитан первого ранга Михаил Ненашев отмечал, что в настоящее время российский флот нуждается в эсминцах, минных тральщиках, ледоколах и больших противолодочных кораблях. Если же вести речь о десантных кораблях, то ВМФ нужны не плавающие доки, каковыми являются «Мистрали», а относительно небольшие корабли, способные высаживать десант на необорудованное побережье.
«Для ВМФ России «Мистрали» с точки зрения использования в морях и океанах не нужны, потому что вертолетоносцы и другие корабли этого же десантного класса предназначены для захвата других территорий, проведения различных экспедиций в удаленных районах мирового океана. А у нас в военной доктрине нет такого: все планы выстроены на защиту и оборону своих территорий», – цитирует слова Ненашева LifeNews.