Главная Жизнь 00:07 02 Июля 2021 21683
«Смотреть не на что, за границей лучше»

Почему Николая II не заинтересовал первый русский «бензиномотор»

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Адольф Кегресс знакомит императора с автосанями Packard. Царское Село, 1917 г. Фото из открытых источников.

«По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика сделано ими в собственной мастерской». Так весной 1896 года в газете «Новое время» сообщили о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля Евгений Яковлев и Петр Фрезе представили свой «самодвижущийся экипаж» на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде.

Фото из открытых источников.

Это событие, считающееся днем рождения отечественного автомобилестроения, осталось бы без «картинки в истории», если бы не вот этот снимок — практический единственный из сохранившихся. Его сделал известный нижегородский фотограф Максим Дмитриев, которого позже называли «Гиляровским от фотографии». Дмитриев, получив доступ на все мероприятия, «где будут допускаемы корреспонденты во время пребывания Их Императорских Величеств в Нижнем Новгороде», как сказано в выданном ему пропуске, много и интересно снимал самую крупную в истории России промышленную выставку (кстати, именно по ее образцу через 43 года будет создана ВДНХ). Но вот первый русский «бензиномотор», как окрестили автомобиль корреспонденты, запечатлел всего лишь раз: фотография сделана на фоне центрального павильона. Да и в газетах про это упомянуто вскользь, без снимков. Зачем суетиться, если император на предложение познакомиться с новинкой сказал с неудовольствием: «Смотреть не на что, за границей лучше».

«За границей» — это в Германии, на родине первого в мире автомобиля, где с 1885 года выпускал «самодвижущиеся экипажи» Карл Бенц, и во Франции — там Рене Панар и Эмиль Левассор в 1890 году сделали свою машину. В 1895 году их Panhard & Levassor выиграл первые в истории автомобильные гонки «Париж — Бордо — Париж», после чего Левассор восторженно воскликнул: «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!». Через два года он попадет в аварию, пытаясь избежать наезда на собаку, и погибнет...

Фото из открытых источников.

Именно эти автомобили и станут первыми иномарками в России. Сначала издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий, возвращаясь из Парижа в 1891 году, привез себе машину Panhard & Levassor (1). А потом, в 1895-м, в Петербурге появились сразу четыре автомобиля Карла Бенца: модель Benz Victoria (2) и ее уменьшенная версия Benz Velo (3) (на снимке вверху).

Не правда ли, все они очень похожи на автомобиль Яковлева — Фрезе, снятый на Нижегородской выставке? Действительно, на тот момент четырехколесные «самодвижущиеся коляски» с одно- или двухцилиндровым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) были последним словом автомобильной техники, до них делали трициклы, то есть трехколесные «самодвижки», причем некоторые из них — на паровой тяге. Понятно, что прототипом для своего автомобиля Евгений Яковлев, на тот момент признанный в России конструктор ДВС, имевший в Петербурге небольшой завод по выпуску нефтяных, керосиновых, газовых и бензиновых моторов, и Петр Фрезе, владелец фабрики экипажей и карет, взяли за образец самые передовые решения.

А сама идея создать отечественный автомобиль возникла у питерских предпринимателей: в Чикаго, на Всемирной выставке 1893 года, куда один из них привез газовые двигатели, а другой образцы новых конных повозок. На церемонии награждения, получая бронзовые медали за свою продукцию, Яковлев и Фрезе познакомились. Оказалось, у них одна и та же мечта (впрочем, во второй половине XIX века подобная мечта была у сотен инженеров): создать «безлошадный экипаж». Среди представленных на выставке образцов им особенно понравилась модель Benz Victoria. Изобретатели решили сделать нечто подобное, но улучшенной конструкции. И когда в 1894 году стало известно о предстоящей Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде, они поняли: надо спешить.

Каким же был первый русский автомобиль, в мае 1896-го уже колесивший в окрестностях Петербурга? И действительно ли он, как заявил Николай II, проигрывал западным образцам? Вовсе нет, напротив, в конструкцию по сравнению с немецким прообразом даже внесли улучшения. На заводе Яковлева сделали двигатель (он, кстати, получился легче, чем у Benz Victoria) и трансмиссию, а на экипажной фабрике Фрезе — корпус, ходовую часть и колеса. Как и в западных образцах, было две передачи: вперед и холостой ход. Кожаные передаточные ремни уступили место резиновым, что уменьшило скольжение на шкивах. Два тормоза: ножной — для коробки передач и ручной — для задних колес. Двигатель мощностью две лошадиных силы (мощность автомобилей Benz тогда была 1,5 л. с.) давал скорость до 21 км/ч. Длина автомобиля была почти 2,5 метра, вес — 300 кг. Его даже снабдили складным кожаным верхом: дожди и снег в России не редкость! Имелось и совсем новаторское решение: электрическое зажигание смеси (в то время на ДВС применяли калильную трубку, а Яковлев использовал батарею сухих элементов и специально запатентованную свечу).

Так что первый русский автомобиль был вполне на мировом уровне, хотя и не выделялся революционными идеями. И стоил при этом вдвое дешевле западных аналогов — 1500 рублей, что по тем временам, конечно, тоже было немало, но все-таки, как сегодня бы сказали, экономвариант. Неудивительно, что Николаю II он не приглянулся. Император предпочитал более импозантные машины: первые автомобили для императорской семьи, два французских лимузина Delaunay-Belleville, купленные в 1905 году, стоили по 9200 рублей, такие в то время были только у короля Греции Георга I и короля Испании Альфонсо XIII (на фото — на прогулке в Царском Селе, начало 1906 года).

Впрочем, из тогдашних правителей Европы и США только президент Теодор Рузвельт (1901-1909), считая автомобиль лишним предметом роскоши, ездил на конных экипажах. Единственный раз он сделал для себя исключение — на инаугурации 1905 года, причем воспользовался не «Мерседесом» или «Рено», а отечественным паромобилем фирмы «Уайт». Но уже его преемник Уильям Тафт, едва переехав в 1909 году в Белый дом, заменил конюшни на «гараж особого назначения». Первыми в гараже появились все-таки отечественные автомобили — два бензиновых Pierce Arrow. Позже там появятся и иномарки, пока в 1930-м не выйдет закон, запретивший президентам ездить на иностранных авто:

Впрочем, мы отвлеклись. После отзыва Николая II надежды создателей первого русского автомобиля получить заказы и приступить к серийному выпуску своей машины рухнули: желающих поддержать проект не нашлось. Через два года Яковлев, которому только исполнился 41 год, умер, а его наследники перепрофилировали завод.

Но Фрезе не расстался с мечтой делать автомобили. Он нашел компаньона, Григория Елисеева, владельца знаменитой сети гастрономов, и, зарегистрировав предприятие «Фрезе и К», начал с 1899 года выпускать первые русские электромобили, чья скорость достигала 37,4 км/ч (конструктор — инженер Ипполит Романов). А с 1900-го, в партнерстве с фирмой De Dion-Bouton, — производить бензиновые автомобили с моторами французского производства. Еще через год «Фрезе и К» сделала первый русский грузовик грузоподъемностью 960 кг — полностью разработка петербургской фирмы. Всего же с 1901 по 1903 год фирма Фрезе выпустила больше 120 легковых машин — первых серийных автомобилей в России. Были и эксклюзивы: первые в стране почтовые фургоны, пожарные машины, кареты скорой помощи, за которые «Фрезе и К» наградили Большой золотой медалью на I Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в 1907 году: К 1910 году, когда Петр Фрезе продал свою фирму автомобильному отделу Русско-Балтийского вагонного завода, это было крупное автомобильное предприятие — одно из самых заметных в России того времени.

P.S. Ну и вместо послесловия. На главном фото один из самых крупных заказов Русско-Балтийского вагонного завода, первый в мире полугусеничный автомобиль, который первоначально разрабатывался для зимних поездок царя, но оказался столь удачным, что его стали производить и для армии. Этот автомобиль и его модификация с двумя лыжами вместо гусениц станут последними поступлениями в императорский гараж, который к 1917 году насчитывал 56 автомобилей — больше, чем у кого-либо еще в Европе, да и в США (у президента Америки имелось 10 авто). Подавляющее большинство машин, конечно, были импортные, но встречались и от Русско-Балтийского вагонного завода. А о снегоходе царь и вовсе отозвался с восторгом — дескать, умеем не хуже, чем за границей. По иронии судьбы, эту свою запись в дневнике, после прогулки «на снеговых моторах» с детьми, Николай II сделал 15 января 1917 года — всего за 46 дней до своего отречения. Но, что называется, лучше поздно...

Комментарии для сайта Cackle

Органы опеки и попечительства все чаще становятся карательными

Вера Михайлова
Труд
Людмила и Мирослава. Правда, похожи? Фото из открытых источников

Недавно вице-спикер Госдумы Петр Толстой потребовал распустить органы опеки и попечительства, потому что реформировать эту структуру бесполезно — нужно выстраивать все с чистого листа. Как ни странно, он прав....

Жизнь 00:05 / 13 Августа 2021 12098
И грянет выстрел

На линии огня вполне законно окажутся животные из Красной книги?

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Спортивная охота на голубей. Фото из открытых источников.

В России открывается очередной охотничий сезон — первый после вступления в силу поправок к законам «О животном мире» и «Об охоте...», вокруг которых идут ожесточенные споры. Зоозащитники...

Жизнь 21:01 / 28 Августа 2021 11550
Земля чужая, ставшая родной

75 лет назад в самую западную область, еще не остывшую от войны, устремились переселенцы...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Так в советской прессе рекламировался новый советский край, куда приглашались переселенцы со всей страны

Эта фотография, увидевшая свет в 1946 году в журнале «Огонек», была сделана в Москве: реклама нового советского края, куда приглашаются переселенцы со всей страны. А другие снимки сделаны уже в Калининградской...

Жизнь 00:15 / 17 Сентября 2021 10723
У верблюда два горба...

Достучаться до чиновника практически невозможно, но чудеса все-таки встречаются

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество», Максим Башкеев
Труд
Российский чиновник практически неуловим. Но достучаться до него все-таки можно. Фото: Moscow-Live.ru

«У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба», — пафосно декламировала героиня Ахеджаковой. Смешно, ибо абсурдно. У Тертуллиана — «Верую, ибо абсурдно», и это понятно:...

Жизнь 00:16 / 20 Августа 2021 10630
А теперь «горбатый»!

В Севастополе появился ярко-голубой ЗАЗ-965 1963 года выпуска – «горбатый» «Запорожец». Откуда он тут взялся?

Сергей Ильченко, Крым
Труд
Дорогу до Крымского моста этот «Запор» (ударение на первый слог) преодолел за шесть суток. Фото: hodol.lol

В Севастополе к знаменитому Матросскому клубу лихо подкатил ярко-голубой «горбатый» ЗАЗ-965 1963 года выпуска. Первый советский микролитражный запорожец по цене 1800 рублей — «20 средних зарплат...

Жизнь 00:05 / 20 Августа 2021 9379
Загадка фаворского света

Почему дни августовского путча совпали с праздником Преображения

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Картина Ильи Репина «Перед исповедью». Фото из открытых источников

В день Преображения, которое православная церковь отмечает 19 августа, на службе в Успенском соборе Кремля произошло невероятное. Праздничное «Многая лета богохранимой стране нашей, властям, воинству и народу»...

Путч глазами ровесника перестройки

Анастасия Миронова
Труд
Анастасия Миронова, публицист, автор романа «Мама» о детях 90-х годов. Фото Сергея Тахтамышева

В эти дни 30-летия путча нет недостатка в воспоминаниях и рассуждениях участников тех событий, стоявших по разные стороны хлипких баррикад у Белого дома. Кто-то в который раз оплакивает канувшую в пучину страну,...

Жизнь 00:13 / 27 Августа 2021 8951
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАДом? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий «ДМ»
Труд
Фото: Alexandr Liskin/Russian Look, globallookpress.com

Восемь из десяти моих приятелей всегда мечтали жить за городом. Но... По разным обстоятельствам все восемь пока обитают в городских квартирах. А еще двое все-таки переехали за МКАД, в свои дома. Спрашивается:...

В Сызрани коммунальщики нашли деревянную канализационную трубу царских времен. Все это время она исправно работала

Василий Соболев
Труд
Трубу положили в 1900 году. Умели предки делать!

В Сызрани ударники коммунального труда совершили сенсационное открытие. Во время капитального ремонта сточных сетей извлекли из земли деревянную трубу, проложенную еще в царские (!) времена. Все это время она исправно функционировала...

Жизнь 00:01 / 17 Сентября 2021 7620
Украл? Поделись с бюджетом

Власти Саратова затеяли «раскулачивать теневых богачей, не ведущих никакой официальной деятельности

Алекс Зверев
Труд
Бывшему заммэра Саратова Андрею Гнусину предъявили обвинение в мошенничестве. Фото из открытых источников

В Саратове нашли оригинальный способ пополнения бюджета — за счет теневых доходов местных богачей, не ведущих никакой официальной деятельности. Начали с пригорода, Энгельсского района, в котором обнаружилось...

Новость, которая наверняка не понравится кошкам, собакам и прочим братьям меньшим

Максим Башкеев
Труд
Законодатели намерены определить минимальный метраж на каждую кошку, собаку или попугая. Фото: H. Schmidt-Roeger/blickwinkel, globallookpress.com

В России собрались ограничить максимальное количество домашних животных на единицу площади для городских квартир и загородной недвижимости. Зато соседи заядлых кошатниц и собачниц ждут не дождутся такого решения. Но тут...

МВД предлагает радикально упростить процедуру технического осмотра автомобиля, по сути сделав ее формальной

Максим Башкеев
Труд
Чаша весов вновь качнулась в сторону либерализации. Фото: Moscow-Live.ru

МВД озадачило водителей — на этот раз своей исключительной доброжелательностью, переходящей в пофигизм. Ведомство предлагает радикально упростить процедуру технического осмотра автомобиля, по сути превратив ее в формальность....

Жизнь 00:14 / 13 Августа 2021 7101
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАДом? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий «ДМ»
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

«Скоро осень, за окнами август», — выплывает из памяти старая песня. Да уж, календарного лета осталось всего-то пара недель. А какие грандиозные планы мы обычно строим на это время года: произвести...

Жизнь 00:06 / 10 Сентября 2021 6509
Сентябрьские иды

Предвыборные обещания на агитационных плакатах похожи на тосты в подвыпившей компании: никто не слышит, но сказать что-то надо

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Чего только ни обещают желающие попасть в думские кресла! Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Каждое утро на автобусной остановке новый плакат. Бодрое, энергичное лицо, от которого, конечно же, веет достатком и уверенностью. А как же иначе? Эти лица будут определять нашу жизнь на ближайшие годы, сомнения...

Жизнь 00:03 / 10 Сентября 2021 6287
Календарь: 10 сентября

300 лет назад завершилась Северная война

Труд
Пьер-Дени Мартин «Полтавская битва» (1726 год). Фото из открытых источников.

1492 На Руси состоялось первое празднование Нового года. Иван III повелел перенести его с 1 марта на 1 сентября, объединив с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. После чего Новый год...

Жизнь 00:09 / 10 Сентября 2021 6242
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАДом? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий «ДМ»
Труд
Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Печальная новость: в Красную книгу внесли каспийского тюленя и плотоядную косатку. Увы, биологам все чаще приходится пересчитывать представителей животного мира. По данным Минприроды России, в стране уже не встречаются...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?