Вещие зеркала в магическом лесу

Как «Архстояние» превратилось в арх-гадание 

Фестиваль современного искусства под открытым небом «Архстояние» – крупнейший праздник такого рода не только в России, но во всей Европе – традиционно прошел в минувший уикэнд близ калужской деревни Никола-Ленивец в 18-й раз. Тему его организаторы, как всегда, придумали не в бровь а в глаз: «Игра в предсказания». В самом деле, что в наше иррациональное время может быть более желанным и вместе с тем фантастичным, чем возможность предугадать будущее?

Ну разве могла какая-нибудь из наук еще пару лет назад предсказать события, которые сегодня для нас данность, а то и перешли в разряд обыденности? У искусства с его стремительно набирающим очки жанром антиутопии тут гораздо больше шансов. И «Архстояние» вполне можно рассматривать как образец такой антиутопии – гигантской по масштабам, разворачивающейся на сотнях гектаров полей и лесов, состоящей из многих десятков объектов, проектов, перформансов…

Наша группа под водительством бессменных за много лет кураторов «Архстояния» Антона Кочуркина и Юлии Бычковой за день успела обойти полтора десятка остановок, но даже они, боюсь, едва ли покрыли половину содержания праздника. Будем надеяться, что показали нам все-таки главное. Или хотя бы дали о нем представление.

Ну вот, например, проект «Воздухопровод» арт-группы «Алыча». Причудливое, но органичное в своей лабиринтной заковыристости сплетение вентиляционных коробов, эффектно белеющее посреди никола-ленивецкой рощи, угловатой пластикой привело в восторг даже видавшего виды основателя «Архстояния» художника Николая Полисского. Однако это не просто арт-объект, а настоящий дом, в котором можно жить, и символизирует он, по мысли авторов Ивана Шевчука и Алексея Папина, времена, когда чистый воздух станет главной ценностью, а такие дома – убежищем от загрязненной атмосферы.

В отличие от «Алычи», нижегородская команда стрит-арта BOMS в своем художественном прогнозе оттолкнулась от эпитета «скворечник», который закрепился за современным многоэтажно-малогабаритным жильем, и представила композицию «Гетто-квартал». Возможно, идея и заключала в себе элемент социальной критики, но, похоже, присущее ребятам эстетическое чувство (в своем городе они знамениты разрисовыванием стен) помимо их собственной воли родило весьма симпатичное произведение. Правда, пока в их многоуровневой композиции могут поселиться лишь малые птахи. Но если в будущем люди научатся строить столь же живописные небоскребы, куда можно будет залетать на каком-нибудь аэромобиле или воздушном велосипеде, то я бы счел такую перспективу заманчивой.

 

Модель города будущего в представлении нижегородских стрит-артистов

Не во всех проектах идея взгляда в будущее присутствовала столь явно – но думаю, кураторы «Архстояния» не совершили ошибки, пригласив, допустим, группу «Пушкинский.Ю», в ГМИИ имени Пушкина отвечающую за программы для молодежи. Здесь отряд молодых искусствоведов под началом Марты Яраловой нацеливал публику на сочинение эссе об увиденных объектах и их «диалоге» с окружающей природой. Хороший зрительский опыт для юной (да и всякой) аудитории! Для примера и сами девушки-музейщицы представили свои «стихотворения в прозе» на никола-ленивецкую тему. Некоторые тексты, признаюсь, впечатлили, очень напомнив собственный опыт: «Бредешь под серым небом, под ногами чвякает, но входишь в Ротонду (здание архитектора Александра Бродского, принадлежащее к самым давним и популярным объектам арт-парка – «Труд») через одну из десятков ее дверей, а выходишь через другую словно в параллельную вселенную»…

Иные объекты показались не столько философски нагруженными, сколько просто симпатичными – вроде «Солнечного калейдоскопа» столичного Института бизнеса и дизайна, позволяющего увидеть стократно размноженную и украшенную цветными бликами собственную физиономию. А были и такие, где за отличным названием типа «НИИ собачьих дел» или «Пустой траты времени» особо увлекательного содержания обнаружить не удалось.

Зато несколько проектов, считаю, поднялись до уровня не просто предсказаний, но символа нашей жизни. Допустим, «Павильон заблуждений» художницы Ирины Кориной и архитектора Ильи Вознесенского: за романтичной кисеей угадываются волшебные пространства, но, откинув ее, ты понимаешь, что во всем этом изяществе галерей, ступенек и занавесей не укрыться ни от дождя, ни от ветра, ни от холода.

А петербургский проект «Катарсис» художников Петра Советникова и Веры Степанской, полагаю, мог бы стать эмблемой всего нынешнего «Архстояния». Это стройный деревянный дом-обелиск, для обитания, однако, оборудованный лишь в своей приземной части. И то ее минимализм скорее напоминает купе поезда, а наблюдать мир отсюда можно лишь через узкое окно-щель, как в танке, либо в далекий верхний люк, откуда виден крохотный кусочек неба. Вот и в реальности – что мешает нам, то и дело устремляющим ввысь амбициозные конструкции – из камня ли, железа или идей – самим подниматься на высоты бытия вместо того, чтобы застревать, как это, увы, чаще всего происходит, в полуподвале жизни?

 

Музыкальное действо «Сколько мне жить осталось, кукушка?» у дома-обелиска

Не могу себе представить мой рассказ без сюжета, ставшего контрапунктом ко всем остальным придумкам «Архстояния». Это цепочка спектаклей театров «Пух и прах», «Трикстер», Хорового театра Бориса Певзнера и других коллективов на музыку современных российских композиторов в постановке режиссера и художницы Этель Иошпы (до сих пор я знал ее как оформителя спектаклей театра «Новая опера»), показанных в разных частях арт-парка. Началось с вокально-инструментального действа «Сколько мне жить осталось, кукушка?» у подножия дома-обелиска, продолжилось танцевальной композицией хореографа Ольги Цветковой для ансамбля перформеров с зеркалами «Что день грядущий мне готовит» в чистом поле. Затем – игровая притча на тему борьбы за право дышать чистым воздухом у оцинкованных коробов «Воздухопровода», чуть позже – спародированное народное гадание «на жениха» у «Павильона заблуждений»… И в завершение – 40-минутное представление «Сон Татьяны», навеянное, как нетрудно догадаться, знаменитым эпизодом пушкинского «Евгения Онегина». Премьера работы, знаю, состоялась не здесь, а в музее-заповеднике «Михайловское» год назад. Но мистика николо-ленивецкого леса, где перекликались русалочьими голосами и ворожили зеркалами (вновь этот символ гадания и одновременно призыв всмотреться в самого себя!) десятки «Татьян» сомнамбулического вида, как нельзя лучше соответствовала духу этой мрачной фантазии.

В никола-ленивецком лесу не диво было встретить и пушкинскую Татьяну в облике русалки

Да, темен мир предсказаний. Но притягателен. Тут важно соблюсти меру и не потерять связь с реальностью. Иначе, слишком увлекшись мечтой, рискуешь разбить лоб о повседневность. Не это ли хотел сказать нам архитектор Алексей Козырь – автор еще одного, тоже в каком-то смысле ключевого проекта «Архстояния-2023», так и названного – «Капсула предсказаний»? В нем каждому предлагалось написать свое предположение о будущем и заложить его в одну из тысяч ячеек стального контейнера, который в следующий раз откроют в 2050 году, и тогда станет ясно, кто из нас был прозорливее. А пока контейнер не замуровали в уже приготовленной рядом яме-погребе, внутри него можно было перемещаться по «коридору пророчеств», в конце которого ты видел свет, устремлялся на него – и лишь в последний момент останавливался как вкопанный перед своим собственным отражением в зеркале.

Аут-группа «Муха» из Самары привезла для обряда гадания черного петуха по имени Петр Павлович. Почему-то грустного. Надеюсь, в ходе «Архстояния» ни одно живое существо не пострадало