НЕ ИЗ ТОЙ ОПЕРЫ

В конце минувшей недели промелькнуло сообщение: в связи с успехом летних повторов "Ночного полета" Андрея Максимова канал "Культура" решил отказаться от прежнего намерения закрыть эту идущую уже не один сезон передачу. Она продолжит свое существование под другим названием и в более удобное для зрителей время.

Программа сделана бесхитростно: два человека, журналист и приглашенный, с глазу на глаз неспешно ведут беседу, изредка прерываемую звонками-вопросами зрителей. Кто бы ни был в крошечной студии - актеры Вера Алентова, Татьяна Доронина, Александр Филиппенко, композиторы Гия Канчели, Кшиштоф Пендерецкий, режиссеры Георгий Данелия, Роберт Стуруа, певец Александр Розенбаум, критик Лев Аннинский, тележурналист Владимир Познер (перечисляю лишь гостей двух недель) - каждый встречает тут неизменное уважение. За годы существования "Полета" я не помню случая, чтобы Максимов докучал собеседнику бестактными расспросами, ставил в неловкое положение.
Специально хочется обратить внимание на это качество программы потому, что на другом канале также в течение нескольких лет идет подобная передача, внешне во всем, кроме звонков зрителей, очень похожая на "Ночной полет". Я имею в виду "Русский век" (ТВЦ), которую ведет Андрей Караулов. Каждый выпуск "Века" журналист предваряет, как сейчас принято говорить, слоганом, составленном в высоком штиле: "Люди, воспитавшие нацию". И действительно, он приглашает к себе нередко тех, кто составляет гордость нашей культуры.
Приглашает для того, чтобы подвергнуть своих гостей нелегкому испытанию. Почти в каждой беседе журналист занимается въедливыми, порой до бестактности расспросами на тему: кто из ваших коллег лучше, кто кого ненавидит и завидует. Многие, конечно, шарахаются от таких вопросов или дают уклончивые ответы. Но некоторые со второго или третьего захода "сдаются"...
Журналист не щадит не только живых, но и покинувших наш бренный мир. В беседах с дочерью Бориса Бабочкина и его коллегой по Малому театру Юрием Каюровым он, например, допытывался: правда ли, что великий актер презирал другого великого - Михаила Царева? Василия Ланового пытал на тему взаимной неприязни между корифеями Вахтанговского театра - Михаилом Астанговым, Николаем Плотниковым, Николаем Гриценко, а заодно и все тем же Царевым. Недавно овдовевшую Софико Чиаурели "доставал" вопросами: не завидовал ли ее муж-актер Котэ Махарадзе, который был, кроме того, известным спортивным комментатором, славе Николая Озерова.
Особое пристрастие известный журналист проявляет к музыкальному театру, к балету и опере. Встречу с замечательной балериной Ольгой Лепешинской он начал, опять же, с "прямого" вопроса: не завидовала ли та Галине Улановой. И попал впросак, потому как не знал о давней искренней дружбе этих двух великих балерин. Тогда решил "вбить клин" между своей гостьей и Майей Плисецкой. Тоже не вышло. В беседах со знаменитой оперной дивой Миреллой Френи пытался столкнуть ее с Марией Каллас. После неудачи с этой затеей взялся за Лучано Паваротти и Пласидо Доминго: объявил их чуть ли не лидерами своего рода "оперной мафии", принуждающей солистов платить за полученную в театре роль, а потом, не найдя у собеседницы поддержки, уверял, будто один из них на десять лет занижает свой возраст. Но и этот "интригующий ход" певица не поддержала, что, впрочем, не помешало журналисту в одной из следующих встреч повторить его, сославшись на сведения, полученные якобы у Френи...
И вот что огорчительно: Андрею Караулову не откажешь в знании искусства. Однако, видимо, игра на успех у не слишком взыскательного зрителя дает о себе знать.
На том же канале существует еще одна еженедельная программа, где журналист беседует с известными людьми из мира искусства. Называется она "Приглашает Борис Ноткин". Прежде программа грешила некоторой поверхностностью, но в последнее время передача стала заметно серьезнее: в минувшее воскресенье, встречаясь с певицей Людмилой Рюминой, Ноткин зачитывал слова, сказанные артисткой в разных интервью, был внимателен и безупречно тактичен. Правда, кажется, остался холоден к ее сетованиям насчет недооценки в нашей стране народной музыки.
...Несколькими часами позже все мы, прильнув к телеприемникам, смотрели красочную церемонию закрытия Афинской Олимпиады. На ней и греки, и китайцы славили свои страны замечательными народными песнями и танцами.