Как робот победил ЕГЭ

В ноябре учащиеся петербургского физико-математического лицея №30 – знаменитой «тридцатки» - отправятся на Всемирную олимпиаду роботов в Индию

Вчера началась осень, а с ней пришел и новый учебный год. Как всегда после долгих летних каникул на первый план вышли вопросы к отечественной системе образования. Из многих прочих мы выбрали эти: откуда берутся умные дети в нашей системе образования, которую не без основания называют жертвой ЕГЭ? И как разглядеть талант и помочь ему развиться, не загубив его в процессе обучения? А ответить на них мы попросили директора петербургского физико-математического лицея № 30, кандидата физико-математических наук Алексея ТРЕТЬЯКОВА.

Выбор «Труда» неслучаен: в этом лицее инженеров готовят со школьной парты. Нынешней осенью, в ноябре, лицеисты отправятся на Всемирную олимпиаду роботов в Индию — защищать честь страны. На этот раз команда «Тридцатки» (так зовут лицей в Петербурге) попала в российскую сборную, выиграв отборочные соревнования в Татарстане. Сконструированный лицеистами робот сбивает кегли на настоящей дорожке как заправский боулингист. С виду просто игра, но специалисты в полной мере оценили конструкторские находки и не по годам зрелые инженерные решения создателей.

— Есть дети, одаренные в разных областях, и далеко не все могут быть физиками, математиками или инженерами, — предостерегает Алексей Третьяков от чрезмерных иллюзий некоторых родителей, считающих, что из любого ребенка можно вырастить Эйнштейна. — Поэтому мы, как и другие учебные заведения с уклоном в сторону естественных наук, устраиваем отбор по результатам тех или иных интеллектуальных испытаний. Для старшеклассников это, как правило, математика. Для тех, кто поступает к нам в 5-й класс, мы еще устраиваем испытания по русскому языку. То есть фактически по конкурсу набираем детей, которые потенциально могут в нашей сфере успешно учиться и работать.

Получается, потенциальных «жертв ЕГЭ» лицей отсеивает на дальних подступах? Впрочем, Алексей Третьяков не спешит разделять мой скепсис по поводу ЕГЭ.

— Знаете, в отличие от многих других наш педагогический коллектив воспринимает Единый государственный экзамен как раз очень положительно, потому что тут действительно у ребят появляются равные возможности продемонстрировать знания. А «жертвы», как вы их называете, думаю, появляются из-за перегибов. Если в какой-то школе ставят целью не образование ребенка, а подготовку к ЕГЭ, то вместо знаний ребята получают натаскивание на тесты. То есть нельзя путать в нашей работе содержание и форму. Мы ставим свою задачу совершенно по-другому: нам надо научить математике, физике, русскому языку и всем остальным предметам. И тогда совершенно неважно, в какой форме проходят выпускные экзамены, они всегда сдаются успешно, без нервотрепки, поскольку элемент случайности сводится к минимуму.

Откуда же лицей берет столько замечательных воспитанников? Отвечая на этот вопрос, директор обращается к корням своего заведения.

— Происходит все довольно естественным путем. Есть традиции и история, нашей школе в этом году стукнет 119 лет. Почти половину этого срока мы являемся физико-математическим лицеем. За это время благодаря педагогам и достижениям выпускников сложилась определенная репутация. К нам идут ребята, которые знают, что их ожидает. Как-то специально мы себя не рекламируем, вся информация открыта, сейчас все это прозрачно — есть различные рейтинги. Родители смотрят на результаты работы школы и приводят детей.

С какими надеждами родители приводят своих чад, кем они видят сыновей и дочек в будущем? Учеными, физиками, математиками?

— Мы сейчас ставим перед собой задачу подготовки инженеров, — отвечает мне Третьяков. — Да-да, не удивляйтесь!

Мы для себя пришли к выводу, что современного инженера, так же как и спортсмена или музыканта, надо готовить со школьной скамьи. Поэтому у нас есть инженерные кружки, которые начинаются уже в пятом классе, а в старших классах этих кружков становится больше. Совершенно очевидно, что на рынке труда сегодня особенно востребованы молодые специалисты, которые умеют фундаментальные знания приложить к чему-то практическому. Потому что состояние нашей экономики рано или поздно придет к такому уровню, когда производство начнет расти. А оно не может расти без специалистов.

Вторая постоянная актуальная задача — это правильно, грамотно работать с одаренными детьми, помочь им раскрыть себя, предоставить им все возможности, которые нужны, чтобы их талант раскрылся. Обучение математиков, физиков — это дорогое удовольствие, и конечно, без поддержки правительства города и РФ мы с трудом решали бы эту задачу. К счастью, власти уже понимают, насколько это важно и перспективно. Мы имеем приличное финансирование и возможность получать дополнительные средства из отдельных целевых федеральных и городских программ.

В конце нашего разговора я не удержалась, задала директору известного лицея почти философский вопрос: счастливее ли одаренные дети, которые со школы готовятся стать продвинутыми инженерами, остальных — обыкновенных — школьников? Здесь даже кандидат физико-математических наук задумался...

— Сложный вопрос. Творческому человеку труднее быть счастливым, потому что он предъявляет к себе очень большие требования. С другой стороны, наши ребята имеют возможность общаться с интересными людьми, получать все то, что им необходимо для развития. У нас хорошая материальная база, которая позволяет проявить их таланты. Есть не только лаборатории, но и художественные и спортивные кружки, даже театр на русском и английском языках. Ребятам предоставляется возможность проявить себя, а это одно из главных условий счастья — чтоб человек мог себя реализовать. У нас, уверен, очень интересно — и ребятам, и учителям. Примерно 40% педагогического коллектива — наши выпускники. Если бы им здесь было неинтересно, они — умные, талантливые, востребованные — никогда не пришли бы сюда работать. Значит, им у нас хорошо... Чего я от всей души желаю сегодня всем школьникам и педагогам страны.