НЕВЕРОЯТНОЕ ОКАЗАЛОСЬ СИЛЬНЕЕ ОЧЕВИДНОГО

В понедельник на этой неделе в эфир вышел любопытнейший выпуск "Очевидного - невероятного". В нем ведущий программы профессор Сергей Капица, член Академии российского телевидения, беседовал с режиссером, автором многих ставших уже классическими телефильмов Марком Захаровым. Разговор шел о премиях и наградах, которые в последние годы стали обязательной частью жизни культуры и науки.

Поскольку передача записывалась задолго до минувших четверга-пятницы, когда вручались телевизионные премии ТЭФИ, собеседники, понятно, не могли знать о решении академиков. Они, впрочем, ни словом не обмолвились о грядущем событии, хотя догадливый зритель без труда связывал иронические их замечания с тем, чему стал свидетелем во время трансляции торжественной церемонии из зала "Россия".
Правда, реальность, как это нередко бывает, оказалась гораздо, простите за каламбур, невероятнее "Очевидного-невероятного". Создатели передачи, как и телекритики, ошиблись, полагая, что на сей раз все будет в точности так же, как в прошлом и позапрошлом годах. Тогда в решениях академиков чаще всего откровенно торжествовали вкусы масскультуры: премии получали кровавые, полные жестокости и насилия милицейские сериалы, пошловатые юмористические программы, похожие друг на друга, как две капли воды, игры, викторины, концерты поп-музыки.
Признаться, и на сей раз поначалу все шло проторенной колеей. Из шести с половиной сотен заявок, полученных со всей страны, академики, привычно отсеяв все сколько-нибудь нестандартное, допустили к финальному туру немало произведений, соответствующих привычным стандартам. Среди фаворитов состязания произведений, получивших по две и больше номинации, оказались такие одиозные, не раз подвергавшиеся справедливой критике программы, как "Большая стирка", "Фабрика звезд-2", "Последний герой-3". Цифры в названиях служат лучшим свидетельством того, что телевизионщики работают по однажды выбранному шаблону. И при этом жаждут оваций.
Что касается информационно-публицистической части вещания, то и тут чувствовалось стремление повторить прошлогодний сценарий. Снова не пропустили в финал несомненно лучшую из новостных программ - "Вести", предпочтя ей награжденное год назад, а ныне находящееся далеко не в идеальной форме "Время". Отвергли с порога такие серьезные программы, как "Постскриптум" А.Пушкова, "Особую папку" Л.Млечина, "25-й час" И.Колосова.
Деление разросшейся в числе академии на пять секций, каждая из которых обсуждала и открытым голосованием рекомендовала в финал те или иные передачи, оказало пагубное влияние на объективность решений. Создавалось впечатление, что академики не только "болели" за своих, но и создавали им на последнем этапе благоприятные условия. Так, они второй год подряд вывели в финал по двум (тем же, что и в прошлый раз) номинациям своего президента В.Познера, да еще озаботились, чтобы соперники у него были не очень сильными.
Не стану множить примеры из скрытой от посторонних глаз многосложной интриги в стане телеакадемиков: эти подробности вряд ли интересны зрителям. Их гораздо больше интересует результат. На сей раз победителей определяли голосованием непосредственно в зале, где проходила торжественная церемония. Академики очень гордились этим нововведением: вот, мол, каждый держит в руках пульт, похожий на тот, что приложен к любому телевизору, нажимает кнопки, и все, кто сидит в зале или у себя дома, видят результаты голосования.
Трудно с точностью объяснить происшедшее в зале "Россия" в минувшую пятницу. Академики, будто забыв о корпоративных интересах, стали голосовать по справедливости. Оказавшись в громадном концертном зале рядом со зрителями, они, видимо, заразились настроением, царящим там. Даже по телевизору было слышно, каким оглушительным свистом встречала публика представление некоторых из названных передач.
Создавалось впечатление, что не только приглашенные, но и сами академики взялись сломать намеченный сценарий. Выдвинутые по двум-трем номинациям каждая, одиозные передачи пролетали мимо призов, причем получали гораздо меньше голосов, нежели победители. Впервые остался вовсе без наград и уважаемый президент академии...
Но главным событием пятничного вечера, по общему мнению, стала триумфальная победа экранизации романа Достоевского фильма "Идиот", получившего сразу семь статуэток Орфея. Причем не во второстепенных каких-нибудь разрядах, а в самых престижных: лучший актер, лучшая актриса, лучший режиссер, лучший продюсер. И, конечно, - лучший фильм. Такого за все девять лет существования телепремии еще не бывало.
Но меня, признаться, вдохновляет не столько этот рекорд, сколько заключенная в нем тенденция. Наконец-то после стольких лет господства пустоты и пошлости на малых экранах туда пришла великая литература. И вопреки кликушеским прогнозам насчет безразличия телеаудитории к серьезным произведениям получила оглушительный зрительский успех.
Так что два собеседника в передаче "Очевидное - невероятное", два умных человека, наделенных безупречным вкусом и мечтающих о телевидении, достойном великой страны и великого народа, оказались не во всем правы в своих скептических рассуждениях. Премии и награды в наш меркантильный век не всегда служат лишь низким целям массовой культуры.