Ненастье помогло: в ГАИ призвали не штрафовать автомобилистов в плохую погоду

Инициатива не имеет юридической силы и едва ли реализуется, считают эксперты

ГИБДД предлагает освободить автомобилистов от штрафов с камер, если нарушения зафиксированы во время сильного дождя или тумана. Также послабления могут действовать, если поступают жалобы на работу камер, не установлены предупреждающие о камерах знаки, не работают светофоры и ведутся дорожные работы (кроме случаев, когда в зоне ремонта временно ограничена скорость). Эти и некоторые другие указания инспекция направила в регионы, передают СМИ со ссылкой на эксперта по безопасности дорожного движения Екатерину Соловьеву.

Также региональное управление ГИБДД обязано разобраться, если на дорогах не оказалось знаков о фото- и видеофиксации. После расторжения или завершения контракта с регионом на отсылку штрафов автовладельцам, нужно прекратить обработку видео и фотоматериалов с камер. Все отбракованные материалы должны храниться на серверах на протяжении двух месяцев с даты нарушения, указано в письме. В МВД признали: пора исправить недочёты в работе ЦАФАПов (центров автоматической фиксации административных правонарушений). По итогам проверки этих центров выяснилось, что порядка 25% всех материалов с камер не могут служить основанием для штрафов. 

Согласно поручению президента РФ, до 1 февраля 2020 года нужно установить «требования об обязательном информировании» водителей о точках размещения камер. Пока ещё установка табличек со знаком о фото- и видеофиксации носит рекомендательный характер. 
 
Если заставить камеры «считаться» с внешними факторами, людям не придётся впредь сталкиваться с неправомерными штрафами, говорит Соловьёва. По её словам, в полиции знают о назревших проблемах. Но повлиять на частников, которые устанавливают камеры в регионах трудно. Проще оговорить потенциально спорные ситуации. 
 
Указание полицейских не обладает юридической силой, считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. И даже если водитель получит штраф с камеры, установленной без привязки к предупреждающему знаку, оснований для отмены санкции не будет. Нелишне прописать, какого рода непогода предполагает ограничения в работе камер, считает эксперт. В системе камер по всей стране накопилось и множество других проблем, напомнил он. Среди них плохой контроль за мобильными треногами и подбор фотографий «на скорую руку», без соблюдения принципов административного кодекса о всестороннем и объективном рассмотрении дел. 
 
«С выходом письма ГИБДД для компании ничего принципиально не поменялось, но мы поддерживаем распространение такого опыта на все регионы России, поскольку это формирует отраслевой стандарт работы комплексов фотовидеофиксации»,— приводит «КоммерсантЪ» слова представителя подмосковного оператора системы фиксации нарушений «МВС Груп». Компания и прежде отправляла в брак материалы с камер, если на изображении невозможно различить марку машины, ломался светофор либо отсутствовала табличка со знаком камеры. 
 
Инициативу ГАИ назвал «голой декларацией» первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. «Сейчас ко мне начала поступать информация, что в ряде регионов руководство просит подкрутить камеры на три-четыре километра в час, чтобы штрафов было больше. Даже уже существующие проблемы не разрешаются, так что здесь очень много подводных камней», - приводит BFM.ru слова депутата. Чтобы «пожелание» ГАИ получило вес, его необходимо зафиксировать в административном регламенте МВД, уверен Лысаков.
 
Отсутствие предупреждающих знаков действительно не основание для отмены штрафов, отметил юрист Коллегии правовой защиты Марат Бикбов. Но если штраф вынесли «на местах» и готовы обжаловать со ссылками на новые рекомендации, есть шанс отменить часть постановлений. ГОСТ 2016 года по камерам допускает погрешность в распознавании автономеров в 5% случаев, напомнил Бикбов. И эта цифра даёт широкое поле для толкований и злоупотреблений. Требования к критериям непогоды и к самим техническим средствам надо ужесточить, полагает юрист.
 
«Большинство систем видеофиксации принадлежит частным лицам, и на них вообще ничего не действует. Люди специально вложили деньги, чтобы заработать, а тут им говорят, что они не могут заработать в дождь и туман. Нужно понимать, что если ты пишешь требование, то как его администрировать, если не знаешь, то лучше и не писать вообще», - раскритиковал идею ГИБДД президент Московского транспортного союза Юрий Свешников (цит. Nation News).
 
Рекомендации полицейских так и останутся рекомендациями, сказал порталу TRUD.RU автоэксперт Сергей Асланян. «Нет технической возможности это сделать. У всех камер свои начальники. Так, года два-три назад поступила партия камер в Подмосковье. Через некоторое время область не сумела договориться с производителем программного обеспечения. Временно штрафы не выписывали, потом полгода к каждой камере подъезжал техник», - рассказал эксперт. Можно было настроить камеры так, чтобы они учитывали что-то кроме дня или ночи (например, осадки). Однако ещё много лет назад устройства сделали ровно такими, какими их выгодно сделать для пополнения казны. В цивилизованном мире камера не отменяет презумпции невиновности водителя, а штрафы с них не являются косвенными налогами, отметил Асланян. Стоит напомнить: за первые 6 месяцев текущего года камеры «вынесли» более 50 млн постановлений о нарушениях ПДД. «Это (инициатива про ограничение работы камер – TRUD.RU) они сказали не нам с вами. У них в ГАИ свои интриги. Нужно оправдывать свою деятельность, осваивать ресурсы, доводить правильные слова до Администрации президента», - описал смысл заявлений ГИБДД эксперт.