...А две головы лучше

В Петербурге будет сразу два памятника Петру Ильичу Чайковскому. Так решил Валерий Гергиев

В Петербурге будет два памятника Петру Ильичу Чайковскому. Так решил организатор международного архитектурного конкурса на проект памятника композитору художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Конкурс стартовал год назад. В конце декабря члены жюри из 90 представленных работ отобрали пять, которые вышли во второй тур. Итоги конкурса планировалось подвести весной, но из-за пандемии и карантина этот этап перенесли на нынешнюю осень.

Так в Петербурге сейчас отмечают юбилейную дату −180 лет со дня рождения великого композитора. «Мы город и страна Чайковского. Главный вывод из подведения итогов конкурса — отсутствие проблемы выбора: не смогли выбрать один, выбрали два проекта. Удручало, что Петербург много десятилетий не имеет достойного памятника одному из гениев мировой музыки», — сказал Валерий Гергиев.

Да, победили в итоге два проекта. Лауреатами названы скульптор Екатерина Пильникова и творческий дуэт скульптора Виктора Гаврилова и архитектора Виталия Чернышева. Обе работы действительно очень интересные. «Парящего» Чайковского с нотной папкой под мышкой Екатерина Пильникова предлагает выполнить из черной бронзы. Классические памятники Петербурга как раз из этого материала. Другой победитель конкурса создан специально для площади у входа в Концертный зал Мариинки.

«Исследование места установки памятника во многом повлияло на пластическое решение скульптуры. Нашей задачей было создать некое камерное пространство на площади, которая сегодня продувается ветрами: она открыта с улицы Декабристов, а с другой стороны расположена спортивная площадка. Мы попытались сделать зонирование, чтобы с одной стороны отгородиться от проезжей части. Тогда и возникло решение сделать стену, а дальше мы уже решали, как облегчить ветровые нагрузки, внести содержательную часть, — рассказал Виктор Гаврилов. — Пытались отразить нематериальность музыки, использовали условный прием „мираж“, когда портрет композитора словно исчезает, если смотреть на него с разных сторон».

Образ композитора, по замыслу скульптора, планируется сделать из алюминиевых пластин высотой 4 метра и длиной 25 метров.

Памятники будут установлены за счет Благотворительного фонда Валерия Гергиева, но город также будет помогать, отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. Но как и где их разместить? «Я попросил коллег оставить возможность для выдающихся музыкантов тоже сказать свое слово, потому что в архитектурной среде Петербурга найдется достаточно интересная возможность и для одного, и для другого памятника. Это мое сильное убеждение. Я бы не отдавал ни один проект никуда. Если у нас возникнет ощущение, что мы не справляемся с такой задачей, с таким двуглавым орлом, тогда будем думать о Москве или других городах России», — ответил на этот вопрос Валерий Гергиев.

В любом случае установка памятника возле Концертного зала на улице Декабристов означает, что в этой части города появится еще одна перерытая площадь. Будем надеяться, что она не повторит судьбу соседней Театральной, где одна стройка наползает на другую и конца этой беде не видно.