И шашечки, и ехать. И не бояться

Особенности национального такси

Каждый пассажир общественного транспорта после оплаты проезда по умолчанию застрахован на 2 млн рублей. А такси? Тут наблюдается полная вакханалия. Подавляющее большинство водителей машин с «шашечками» не имеют никакого отношения к таксопаркам. Случись авария с причинением вреда здоровью пассажира, бедолага в лучшем случае может рассчитывать на грошовую компенсацию по полису ОСАГО.

В нашей стране сфера таксомоторных перевозок продолжает оставаться серой зоной, где формальная ответственность перевозчиков не подкреплена юридическими обязательствами. Сотни тысяч водителей оформлены как «самозанятые» и не имеют договорных трудовых отношений с работодателем. Заказы на перевозку пассажиров они получают через сервисы агрегаторов, которые с юридической точки зрения оказывают исключительно информационные услуги, не контролируют их работу и ответственности за качество перевозок не несут.

По данным экспертов, в каждой четвертой аварии в столичном регионе принимают участие автомобили такси. И далеко не всегда последствия для пассажиров ограничиваются легким испугом. Если люди в салоне получили травмы и нуждаются в лечении, то в качестве компенсации затрат они могут рассчитывать только на полис О-САГО. А там максимальная выплата ограничена суммой в 500 тысяч рублей, которая делится на всех пострадавших. Да и эти деньги еще надо истребовать со страховой компании, что совсем не просто.

Разговоры о необходимости внесения соответствующих поправок в закон о таксомоторных перевозках идут уже третий год, но дело с места не сдвинулось. Объяснение простое: поправки не выгодны доминирующим участникам рынка, которым в сером правовом поле живется сытнее и вольготнее. Если же правила перевозок станут более цивилизованными и водителям, не имеющим трудовых договоров с таксопарками, запретят выполнять заказы, крупным участникам рынка придется выйти из тени. А это означает дополнительную финансовую нагрузку: отчисления в социальные фонды, затраты на медицинское освидетельствование водителей перед сменами, страхование пассажиров.

Конечно, все эти расходы бизнес, как водится, в конечном счете переложит на плечи самих пассажиров, и услуги такси подорожают на 15-20%. Что чувствительно для клиентов — особенно тех, кто предпочитает машины категории «эконом». С другой стороны, здоровье и личная безопасность стоят дороже.

А вот водителям такие поправки только на руку. Во-первых, они вернут их деятельность в формат трудовых отношений с хоть какими-то намеками на социальную защиту. Во-вторых, переложат часть ответственности за всякие ЧП и ДТП на работодателей.

— Сегодня пассажиры не подозревают, что садятся в машину, которая не застрахована. Ведь далеко не каждый таксист, приехавший в столицу на временные заработки, утруждает себя приобретением полиса. Или он покупает его за полцены у мошенников, чтобы помахать перед инспектором ГИБДД. В таком случае пострадавшим пассажирам для получения компенсации ничего не остается, как пытаться через суд обязать водителя возместить вред здоровью. Но практика показывает, что взыскивать с трудового мигранта по исполнительному листу нечего, — делится опытом юрист Татьяна БЕЛОВА.

Общественные организации, в том числе Общероссийское объединение пассажиров, убеждены в том, что всеобъемлющий закон «О такси», четко и подробно описывающий все сферы этой деятельности, нам нужен здесь и сейчас. С этим трудно не согласиться, ведь из-за действий лоббистов интересов бизнеса и пассивности законотворцев сложилась удивительная ситуация: отрасль с многомиллиардными оборотами есть, а закона, который должным образом ее регулирует, — нет. Так быть не должно.