Эта музыка будет вечной. Если...

Концертом оркестра Московской филармонии открылся Виртуальный концертный зал

Дениса Мацуева, игравшего в субботу Второй концерт Рахманинова, одновременно видели и слышали тысячи любителей классической музыки из 30 регионов страны. Этим концертом оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова с известным на весь мир солистом начал свою работу Всероссийский виртуальный концертный зал. Напутствовали его со сцены столичного зала имени Чайковского вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр культуры Владимир Мединский.

Трансляции концертов и спектаклей ведущих театров на экраны других городов и стран, уж не говоря о трансляциях в интернете, — все более расширяющаяся мировая практика. Ее, например, давно и прочно освоила Берлинская филармония. Да и россияне не первый год могут смотреть в кинозалах трансляции наиболее интересных спектаклей нью-йоркской Метрополитен-оперы, или лондонского Королевского национального театра, или балетов Большого театра: Почему же филармоническая жизнь должна оставаться в стороне?

А пионерами тут оказались вовсе не Москва с Петербургом. Год назад на Санкт-Петербургском культурном форуме министр культуры Владимир Мединский услышал рассказ директора Свердловской областной филармонии Александра Колотурского о том, как концерты Уральского симфонического оркестра и других коллективов Екатеринбурга транслируются в десятки городов региона, собирая немаленькую публику. Собственно, с этого и начался проект, вышедший сегодня на российские просторы. Концертом оркестра Московской филармонии открылся Виртуальный концертный зал.

Это не просто трансляция великой музыки в звездном исполнении. Образовался настоящий телемост между 30 городами. Особо выделим подключение Севастополя: само появление на экране картинки города, недавно вернувшегося в состав России, вызвало аплодисменты. Губернатор Сергей Меняйло рассказал о том, что Севастополь недавно получил в подарок от Московской филармонии концертный рояль. Было бы здорово, если бы обновить инструмент приехал сам Денис Мацуев. А еще губернатор пообещал, что Севастополь сам будет транслировать на российские регионы собственные концерты.

Да, проекту есть куда развиваться. Например, Якутская филармония с ее активнейшим симфоническим оркестром или Сургут с его интереснейшими фестивалями «60-я параллель» и «Зеленый шум» готовы делиться своими программами.

А Свердловская филармония уже на днях открывает свои ссылки на сайте Московской. Зайдешь туда посмотреть, что делается в зале Чайковского, — и тут же видишь, что в столице Урала сегодня музыка балета Стравинского «Жар-птица», а завтра победитель конкурса Клиберна Вадим Холоденко играет Бетховена и Листа. Пожалуйста — смотрите, слушайте, наслаждайтесь! Причем бесплатно. Для сравнения: билеты на трансляции из «Метрополитен-оперы» стоят больше тысячи рублей. Министерство культуры РФ выделило из своего бюджета 25 млн на первый этап проекта. Но министр прямо сказал: нужно софинансирование регионов. Почему, например, в списке городов проекта пока нет такого крупного центра, как Барнаул? Потому что не удалось привлечь финансы региона...

Итак, что в следующей трансляции и когда она? В Московской филармонии «Труду» ответили, что с каждым регионом будут договариваться отдельно. Предоставить готовы все, не только онлайн, но и в записи — например, снятое недавно в Москве роскошное исполнение «Страстей по Матфею» Баха под управлением легендарного основателя Баховской академии в Штутгарте Хельмута Риллинга. У Московской филармонии ведь есть и своя видеостудия: Однако пока Свердловская филармония «взяла» лишь концерт абонемента «Сказка с оркестром». Что, впрочем, тоже хорошо, особенно для уральских детишек.

И все же такой серьезный проект, на наш взгляд, требует более точного и детального планирования. Возьмите те же трансляции из театров Нью-Йорка или Лондона — российская компания CoolConnections в самом начале сезона дает их расписание на весь год, включая не только кинозалы Москвы и Петербурга, но и тридцатки региональных городов. Хороший пример для директора Московской филармонии Алексея Шалашова и других энтузиастов прекрасного нового проекта.

Голос

Денис Мацуев, пианист

— Я узнал об этой идее год назад, когда мы давали концерт в поддержку жителей Приморья, пострадавших от наводнения. Всегда с особым чувством думаю о публике регионов. Те 70 концертов, что каждый год даю в России, для меня самая ответственная и любимая часть гастрольного маршрута. В прошлом году был концерт в «Карнеги-холле» — аншлаг, бисы. А через три дня — выступление в поселке Новосергиевка Оренбургской области, где мы с губернатором Юрием Александровичем Бергом дарили музыкальной школе рояль. И здесь я играл ту же программу, что в Нью-Йорке. Для меня этот концерт был ничуть не менее значительным по эмоциям. Я видел глаза публики, в которых горел интерес к классической музыке. Нет, ничто не заменит живой музыки. И проект Виртуального концертного зала рассматриваю как важный, но все-таки предварительный шаг для привлечения новых слушателей в залы. Ближайшие два года хочу посвятить замыслу, который давно вынашиваю: проехать по малым городам России, где до сих пор не играл.