Красная рыбка стала кусаться

Про традиционное украшение новогоднего стола поистине можно сказать – золотая рыбка

Красная рыба — традиционное украшение стола. А уж новогодний без рыбной нарезки точно не обойдется. Вот только цены на нее в этом году выросли невероятно: на семгу и форель — почти в 2-2,5 раза. В сетевых супермаркетах упаковки в 200-300 граммов слабосоленой семги продаются за 650-900 рублей, а за форель цена достигает 1500 рублей. Поистине: рыбка стала золотой. Хотя из школьного курса географии мы помним, что Россия омывается дюжиной морей и тремя океанами.

Рыба становится людям не по карману, подтверждают эксперты. В последние четыре года ее потребление в стране упало до катастрофических размеров — 12-13 кг в год на человека. В то время как Минздрав рекомендует для здорового питания 22 кг. В этом году цифры точно будут еще меньше. А красная рыба и до подорожания считалась элитным продуктом, который большинство граждан позволяют себе лишь по праздникам. Теперь и вовсе аппетит отбивает цена.

Как объясняют специалисты, рынок лососевых состоит из двух частей. Первая — это семга и форель, искусственно выращенные аквакультуры и импортные поставки. Вторая — отечественные горбуша, кета, нерка, кижуч, вылавливаемые на Дальнем Востоке. Из-за кризиса к лету импорт в Россию выращенного атлантического лосося из Чили и с Фарерских островов, на который приходилось 80% от общего объема потребления в стране, сократился почти в 6 раз. Это неминуемо привело к росту цен. На собственное производство (а у нас выращивают лосося в Карелии и Мурманской области) приходится лишь небольшая доля, около 20%.

В результате с начала года цены на атлантическую семгу выросли вдвое: с 900-950 до 2000 рублей за кило, а форель подорожала с 550 до 1700 рублей. А под шумок и отечественный мурманский лосось вырос в цене в 2 раза — до 1800 рублей за кило. Рестораторы хватаются за голову: надо менять меню, отказываясь от блюд с атлантическим лососем — по такой цене мало кто закажет. Серьезно подорожали и блюда японской кухни, в которых используется свежая и слабосоленая рыба.

А что же наши рыбаки? Казалось бы, они получили прекрасный шанс завоевать отечественный рынок. На том же Дальнем Востоке вылавливают 12 видов дикого лосося. Однако лососевая путина в нынешнем году получилась провальной, худшей за последнее десятилетие. Выловили меньше 300 тысяч тонн, хотя год назад было 500 тысяч. Да и на Камчатке результаты оказались хуже, чем обычно: вылов лососей составил 134 тысячи тонн, тогда как в 2018-м было почти 500 тысяч.

До середины осени на прилавках еще была красная рыба, заготовленная в прошлом году. Теперь же эксперты прогнозируют ее дальнейшее подорожание — еще на 20% к Новому году. Даже жители Дальнего Востока стали жаловаться на рост цен: свежевыловленные партии потрошеной кеты без головы продают на рынках Владивостока по 280-450 рублей за кило — для этого рыбного региона непривычно дорого.

«Рыбной проблемой» власти пытаются заниматься не первый год, но особых успехов пока не видно. Уже не раз с высоких трибун говорилось: чтобы наполнить внутренний рынок качественной и доступной продукцией, нужны сотни своих заводов. Сейчас нашу рыбу продают на переработку в тот же Китай, а готовые полуфабрикаты отгружают обратно нашим магазинам. Чтобы полностью стать независимыми, необходимо развивать и свою аквакультуру. Ну и где это все?

К тому же до сих пор значительная часть вылова шла на экспорт: тут в последние годы Россия была в лидерах. Нашу рыбу охотно покупали и в Европе, и в Азии. Из страны уплывало больше 2 млн тонн морепродуктов в год. «За рубеж рыбу продавать выгодно, ее там задорого покупают. Надо найти рычаги, которые позволили бы развернуть уловы на родной берег», — объяснял руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. Но, похоже, рычаги эти спрятаны так глубоко, что найти их не удается.

Конечно, проблему усугубляют и российские расстояния. Отправлять рыбу в Китай и Корею просто и выгодно, а вот в центральные регионы России — дорого и сложно. Рыбаки, продавая товар на внутреннем рынке, смотрят на цены на внешних рынках и стремятся получить ту же маржу. А дальше цены накручиваются по цепочке: железная дорога ежегодно значительно увеличивает тарифы на перевозку, обслуживание на складах тоже дорожает, и розничная торговля берет свое, еще на четверть поднимая ценники.

Нынешней осенью Росрыболовство предложило кардинальное решение проблемы: полностью закрыть экспорт российской красной рыбы и икры, чтобы обеспечить внутренний рынок. Однако многие специалисты выступили против, заявив, что в первую очередь стоит подумать над расширением программы субсидирования перевозок продукции по железной дороге. Именно это, по их мнению, поможет сдержать запредельный рост цен.

Обсудили — и разошлись. Никаких решений в итоге так и не принято. А пока чиновники думают, рыба и морепродукты стремительно переходят в категорию деликатесов, о которых рядовому гражданину остается только мечтать. Или же сверлить проруби в близлежащих водоемах в надежде надергать рыбки коту на ужин.