КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ ЭФИРА

Довелось ли вам видеть лицензию, которая дает право крупному телеканалу выходить в эфир? В этом документе, выдаваемом Федеральной конкурсной комиссией, записаны строгие условия: столько-то информации, столько-то фильмов, столько-то образовательных программ. Среди главных приоритетов, на которых настаивает государство, выдавая разрешение на вещание, - дети.

Процент программ для детей и о детях, записанный в лицензии, довольно высок. На деле, к сожалению, он значительно скромнее. ФКК, будь у нее такая воля, могла бы, наверное, на этом основании лишить большинство телеканалов права на вещание. Не лишает именно потому, что их - большинство. Фактически закрывает глаза на сложившееся положение дел.
Впрочем, наших телевизионщиков можно понять. Нынешний эфир живет по рыночным законам. На экранах появляются лишь те произведения, которые приносят доход, в крайнем случае окупают себя. В условиях жесткой конкуренции, понятно, детские программы уступают в рейтинге лидерам эфира. А тут еще запрет на рекламу в детских передачах. Казалось бы, совершенно правильная мера, на которой настаивали и зрители, и критики. Но из-за нее телевизионщики вовсе потеряли интерес к детскому вещанию: сплошные убытки, которые может позволить себе разве что бюджетное ТВ. Впрочем, и государственная "Россия" тоже относится к детям как неласковая мачеха. Обратите внимание: в 20.50 начинается на госканале вечерняя сказка для малышей, а уже на 20.55 назначен выход в эфир очередного сериала.
Сегодня уже почти нереальными кажутся те времена, когда ТВ к наступлению школьных каникул готовило специальные премьеры: художественные и документальные ленты, телеигры, ну и, конечно же, обожаемые детьми мультики. Во время недавних новогодних каникул бесполезно было искать в эфире что либо новое, специально сделанное для детей. Поэтому меня искренне удивило, когда на одном из музыкальных каналов, где с утра до вечера гонят попсу, решили показать превосходный давний фильм "Приключения Электроника".
В основном же детям и подросткам во время новогодних каникул оставалось довольствоваться заокеанской стандартной продукцией - мультсериалами, в которых по полной программе представлены жестокость, насилие и даже мир наркотиков. В понедельник, кстати сказать, в одном из столичных судов проходило слушание по иску к ТВ отца, возмущенного тем, что его ребенок оказался жертвой популярного американского мультсериала, в котором присутствует весь этот "букет".
Главное место воспитания малыша, конечно же, семья. Затем - детский сад или школа. Затем - двор, друзья, компания. Но вместе с ними формирует характер и взгляды ребенка еще и телевизор. Иногда он оказывается даже мощнее всех прочих воспитателей. А ведь телевизионщики, осознающие свою власть над юными душами, способны к самоограничению. Они могут не только не мешать, но и помочь семье в становлении личности будущего гражданина.
До сих пор не потерял своего значения давний сериал питерских теледокументалистов "Контрольная для взрослых". В нем режиссер Игорь Шадхан и его коллеги, использовав метод длительного наблюдения, шаг за шагом проследили за становлением детских душ. Позже, годы спустя, люди с камерой вновь пришли в ту же школу и встретились со своими героями, стоящими уже на пороге самостоятельной жизни. Трудно сказать, для кого - детей, их родителей или же телевизионщиков - большим откровением оказались эти съемки.
Тем же путем - встречи взрослых с детьми, попытки найти общий язык, достичь понимания и взаимного доверия - идут авторы нынешнего "Солнечного круга". Каждую субботу они рассказывают нам историю "трудных" детей и совместно с ними ищут выходы из создавшихся ситуаций. Позапрошлый раз нас познакомили с братом и сестрой, сиротами при живых родителях: из-за бездушия чиновников детей разлучили, поместив их в разные детдома. В минувшую субботу мы встретились в студии с девочкой из вполне благополучной семьи, подверженной пороку мелкого воровства.
Оба случая, при ясности внешних обстоятельств, требовали от взрослых немалого душевного напряжения. Нужно было не только понять ситуацию, предложить пути ее решения, но и заслужить доверие детей. Олег Бочаров, ведущий "Круга", ищет свой подход к душам юных, потерявших, кажется, веру во взрослых. И объединяет взрослых, готовых к добру, но не знающих, как проявить его.
Телекамеры, в других случаях невнимательные, а то и грубые, здесь работают очень бережно. Кульминацией каждого выпуска становятся снятые крупным планом детские лица, где отчуждение и опаска сменяются проблесками доверия и надежды.