Свобода в стиле ретро

Понадобился почти год, чтобы фильм — победитель «Кинотавра» нашел зрителя

На экраны выходит черно-белая картина Олега Флянгольца «Безразличие». Кинообозреватель «Труда» считает, что своему названию она, к счастью, не соответствует.

Один из главных сюрпризов «Безразличия» — молодой Федор Бондарчук с волосами. В таком виде режиссера «9 роты» и «Обитаемого острова» уже давно никто не наблюдал — тем интереснее проникаться его новым, неожиданным персонажем, абсолютно непохожим на сытых циничных героев, которых, как иногда кажется, Бондарчук играл всегда. Их квинтэссенция — чиновник Дроздов из фильма Дуни Смирновой «2 дня» (за эту роль Бондарчук получил «Золотой орел»). Их противоположность — слесарь Петя, который ездит на умеющей взлетать в небеса машине, учится на дирижера народного хора и любит девушку по имени Жужа Папанина (Ольга Хорина) — Жужа старше, и юноша не очень-то ее интересует. Петины времена тоже противоположны временам Дроздова, то бишь нынешним, — действие «Безразличия» происходит в Москве 60-х годов, и сам фильм начиная с названия, написанного толстенькими белыми буквами на фоне кадров старой столицы, снят в милой, ласковой, трепетной шестидесятнической манере, где атмосфера всегда на порядок важнее сюжета. И у Флянгольца сюжет не главное: Петя то случайно попадает в тюрьму, то признается в любви равнодушной Жуже, то ведет великолепно абсурдные диалоги с приятелем (Александр Баширов). А по улицам бродят красавцы бандиты, куда-то бегут милиционеры, рабочие истово бьют стиляг, а нарисованный карандашом пес Тузик совсем не хочет отправляться в одиночестве в космос, несмотря на то что за него уже все решил КГБ. Но Тузика больше влечет любовь — так же, как и Петю, который очень зря не обращает внимания на угрозы Жужиного любовника-бандита.

В финале с юношей и псом произойдет нечто очень похожее, и в принципе карандашного Тузика можно считать Петиным альтер эго: они оба трогательные, верные, свободные и способные к полету — неважно, с помощью чего. То, что пес нарисован, становится вторым сюрпризом «Безразличия». Свой фильм Олег Флянгольц, автор многих клипов и документального кино о рок-музыкантах, начал снимать в конце 80-х. Потом сделал основательную паузу и доснял картину уже в наше время, добавив анимационные вставки. Таким странным образом печально-нежная история из 60-х, вобравшая в себя много деталей тогдашнего кинематографа, но больше всего похожая на картины Марлена Хуциева, оказалась мостиком между злыми 90-ми и пустыми нулевыми — так что слово «безразличие» скорее относится к тому времени, когда снимался фильм, нежели к самому фильму.