Кино в эпоху пандемии

Вернутся ли фильмы на большие экраны? Или уйдут в интернет?

Коронавирус, который уже несколько месяцев гуляет по планете, нанес огромный ущерб не только здоровью сотен тысяч людей, но и мировой экономике. В том числе, серьезно просела вся индустрия культуры, отдыха и развлечений. Повсеместно закрываются музеи, театры, парки, дома и дворцы культуры, кинотеатры, один за другим отменяются крупнейшие кинофестивали.

Так, Московский международный, который должен был стартовать 22 апреля, перенесен на неопределенное время. То же самое случилось с Каннским фестивалем, который должен был состояться в мае. Учитывая, что эпидемия в Италии развивается пока по худшему сценарию, теперь под вопросом и проведение Венецианского киносмотра в сентябре. Уже и организаторы «Золотого глобуса» и «Оскара» поговаривают о том, что надо переносить проведение премий на более дальние сроки. Или допускать на нее фильмы, показанные по ТВ или на интернет-платформах, что станет настоящей революцией в кинобизнесе.

В России кинотеатры ушли на карантин еще в конце марта. Они боролись и не сдавались до последнего. Предпринимались попытки ограничивать количество зрителей в залах цифрой в 50 человек, с их последующей рассадкой в шахматном порядке, но очень скоро кинотеатры опустели и без всяких ограничений. Помимо прочего, сильно оскудела киноафиша. Крупнейшие голливудские студии стали в массовом порядке отменять свои громкие весенние и даже летние премьеры. В итоге кинотеатрам нечего стало показывать. А зрителям нечего смотреть.

Первыми отменили выход в прокат своего высокобюджетного детища создатели «бондианы» — 25-го по счету фильма франшизы с символичным названием «Не время умирать». Следом выбыли из графика потенциальные зрительские хиты «Мулан», «Форсаж 9», «Черная вдова», «Матрица-4», «Миссия невыполнима-7». Буквально за день до премьеры в столичном «Октябре» отменили показ продюсеры и прокатчики долгожданной российской спортивной драмы «На острие» со Светланой Ходченковой и Стасей Милославской в главных ролях. А тут и кинотеатры по распоряжению властей по всей стране закрыли двери.

Для среднестатистического многозальника в столице простой длиной в месяц — это примерно 10–12 миллионов рублей убытков. Не все смогут потянуть такое тяжкое финансовое бремя. По прогнозам аналитиков, длительный простой кинотеатров уберет с рынка до трети ныне существующих площадок. В этом случае по количеству киноэкранов Россия к моменту выхода из карантина может быть отброшена на десятилетие назад. Если, конечно, на выручку не придет государство. Но в условиях рухнувших цен на нефть, обвала рубля, да и внеплановых затрат на борьбу с пандемией, кинотеатрам рассчитывать на оперативную помощь правительства трудно.

На этом фоне оживились онлайн-кинотеатры. Какое-то количество премьер, не исключено, перекочует туда, но вряд ли это станет у нас обычной практикой. Пока известно об одном крупном проекте, который вместо кинотеатров выйдет в интернете. Это будет фантастический триллер «Спутник» про советского космонавта, который столкнулся в полете с новой формой жизни. Фильм с солидным бюджетом 190 миллионов рублей выйдет в онлайн-кинотеатрах 23 апреля и будет доступен по подписке. Удастся ли его создателям вернуть затраты? Это интересный вопрос.

Число пользователей, готовых платить за легальный контент, по мнению киноаналитика Сергея Лаврова, составляет в России 6, 5 миллионов человек. И эта цифра не сильно вырастет в ближайшие месяцы, ибо гигантский рынок пиратского видео по-прежнему цветет и процветает. И значит, интернет-премьеры фильмов, снятых для большого экрана, окажутся, скорее всего, убыточным предприятием. Вряд ли многие продюсеры пойдут на такие финансовые жертвы.

Остается надеяться только на то, что коварный вирус все-таки удастся побороть в относительно сжатые сроки, и киноиндустрия (наша и мировая) начнет потихоньку оживать. Хотя процесс этот будет нелегким. Неделю назад вроде бы отрадные вести пришли из Китая. Там после карантина открылись первые 700 кинотеатров. Но зрители в них не пошли (в среднем на сеансе было по одному человеку), видимо, опасаясь возврата инфекции. Да и денег у людей, отсидевших на карантине, сейчас немного. И кинотеатры пришлось опять закрыть до лучших времен.

Но альтернативы возвращению большого кино на большие экраны, по большому счету, нет. Ибо кинотеатры, по мнению председателя Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, продают не билеты, они продают эмоции. И никакой просмотр фильма в одиночку или в узком семейном кругу не сможет заменить коллективное переживание переполненного зала от захватывающего экранного зрелища. Как не могут, к примеру, искуснейшие телевизионные версии выдающихся театральных спектаклей передать живое волнение зала, магнетизм сотворчества зрителей и актеров. Как не могут, наконец, трансляции футбольных поединков по ТВ отменить поход истинных фанатов спорта на стадион с его то ревущей, то замолкающей, то вскакивающей в экстазе от забитого гола толпой.

Большое кино, большие экраны, большие фестивали, большие зрительские эмоции обязательно вернутся в нашу жизнь. Им, как и нам, совсем не время умирать...