Дом Брюллова: ни Везувия, ни Аполлона

Некогда великолепный особняк уверенно движется в небытие

На Васильевском острове по Кадетской линии, 21 есть красивейший особняк Петербурга — усадебный дом с флигелями XVIII века в классическом стиле. С 1845 года его владельцем был архитектор А. П. Брюллов, прославленный зодчий, старший брат знаменитого художника. Автор проекта Пулковской обсерватории, здания штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади и Михайловского театра.

Александр Павлович Брюллов в этой усадьбе и скончался. Имение перешло дочери, та вышла замуж за архитектора Павла Сюзора, который жил здесь полтора века назад и создал первый музей Старого Петербурга. По преимуществу это был музей именно архитектуры: здесь хранились макеты и подлинные чертежи знаменитых архитекторов, элементы утраченных зданий, картины, гравюры, изображения уходившей старины. Отсюда началось общественное движение за сохранение исторического облика города на Неве.

В 1919 году усадьба Брюллова была национализирована. Здесь располагались то детский сад, то библиотека, флигели до 2010 года были заняты коммунальными квартирами. В 2008 году здание признано аварийным, требующим реконструкции и реставрации.

Этот заповедный петербургский уголок памятен многим. Фрагменты античного мира встречали прохожих во дворе, где над аркой стояла статуя Аполлона. Проникая внутрь дворца, знатоки ахали: «Настоящий помпейский стиль!» Мраморная парадная лестница ведет наверх, где на полу выложено древнеримское приветствие Salve — «Здравствуй!». Потолок и стены облицованы росписями с видами Неаполитанского залива, изображением Везувия. Камины с разноцветной мраморной облицовкой. И все это было здесь еще год назад!

Объект культурного наследия федерального значения власти обещали вернуть его подлинным владельцам — Всероссийскому обществу охра-ны памятников истории и культуры. Пообещать-то пообещали, но денег на реставрацию не дали. В январе 2020 года в ответ на тревожные запросы депутата Заксобрания Алексея Ковалева — общественность беспокоится по поводу печального состояния бесхозного памятника — вдруг пришло известие: здание передается Музею-институту исламской культуры.

Неожиданно? Такое предложение выдвинул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и градоначальник его поддержал. Говорили, что такое учреждение — частный музей ислама — будет создано на базе некоммерческого фонда «Аль-Макам», который займется реставрацией исторического здания.

Что ж, градозащитникам пришлось отступиться перед могучим инвестором, которому по плечу такие проекты. И... год прошел, как сон пустой. Теперь не только Аполлона во дворе нет, но и разбит вазон, украшавший когда-то лестницу, исчезли росписи с изображением Везувия, как и камины, на месте которых теперь зияют страшные дыры, — вандалы, в отличие от властей, и в пандемию не бездействуют. Осталась, похоже, только напольная мозаика. Спросить не с кого — здание, по существу, бесхозное. Городская власть его передает, исламский фонд принимает, и происходит все это с разрушительной неспешностью. А комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) вообще никак на эти события не реагирует. Зачем он тогда, КГИОП, существует?

Вероятно, нужен Петербургу и музей исламской культуры. Против этого никто не возражает. Но почему именно здесь? Если хорошенько «поскрести» Брюллова, то, возможно, отголоски исламской культуры можно найти и в его творчестве, и в произведениях других великих петербургских зодчих. Наш город всегда был открыт любым культурным веяниям. Но с равным успехом, мне кажется, здесь можно создавать музей любого другого религиозного учения.

— Не могу сказать, что будет музей исламской культуры. Не могу сказать, что его не будет. Все зависло. Никаких договоренностей с нами нет, — рассказал «Труду» заместитель председателя регионального ВООПИиК Сергей ВАСИЛЬЕВ. — Еще не произведен окончательный перевод дома в нежилой фонд, который позволил бы все это передавать инвестору. Состоятелен ли этот восточный инвестор, о котором шла речь, тоже непонятно. Мы надеялись на посредничество Михаила Борисовича Пиотровского в этом вопросе, но его тоже нет. А с домом все хуже и хуже. Туда за плату пускают людей, я прямо сегодня видел там фотосессию некой девушки... Безобразия продолжаются.

Все разводят руками. А некогда великолепный особняк уверенно движется в небытие.