НОЕВ КОВЧЕГ-2

Нарезая батон душистого хлеба, мы вряд ли думаем о том, отведают ли этой благодати наши потомки лет через 300. Какой 300! Кто представит сейчас вкус хлеба, который ел его прадед? Говорят, он был вкуснее... Не знаю... А как пахли огурцы и яблоки? Сохранить растения земли, защитить от уничтожения (природные катаклизмы, атомные взрывы и радиационное заражение) собираются на Шпицбергене. Чья идея? Как ее воплотят? Имеет ли отношение Россия к проекту "Замороженный ковчег"? Разобраться нам помог доктор биологических наук, зам. директора по международным связям Всероссийского института растениеводства им. Н.И. Вавилова Сергей АЛЕКСАНЯН.

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА СПАСЕТ ОТ ГОЛОДА
- Сергей Мигранович, мне непонятно: почему в информации о "ковчеге" подчеркивается, что до хранилища на Шпицбергене не смогут добраться террористы? Неужели боевикам Аль-Каиды есть дело до зернышек овса и риса?
- Еще как есть. Ведь речь - о продовольственной безопасности. Генные банки имеют около 140 стран мира. Это значит, что они могут вести селекционную работу, выводить новые высокоурожайные сорта, повышать их устойчивость к различным негативным факторам среды на основе сохраняемых образцов растений. Государство, где нет генбанка, вряд ли можно считать экономически сильным. Вот в Афганистане в результате террористических вылазок талибов погибло хранилище биоматериала и с ним уничтожен весь национальный генофонд сельскохозяйственных растений. И что? Где сейчас Афганистан? А Руанда где? Ее постигла та же участь. В Албании мировое сообщество помогло создать генбанк вместо разграбленного во время гражданских беспорядков. И таких примеров много.
- Первым крупным биопиратом был Гитлер. Он даже создал специальную команду СС для похищения и вывоза растительного материала из Белоруссии, Украины, России. Знаете, сколько образцов семян сельскохозкультур они вывезли с 18 опытных станций и растениеводческих институтов страны?! Десятки тысяч! Об украденных гитлеровцами картинах кричат все, а об образцах пшеницы, сахарной свеклы, картофеля, подсолнечника - нет... А это достояние государства было не менее ценным, чем полотна Врубеля.
- Если каждая страна имеет генный банк, то зачем нужен международный "замороженный ковчег", из которого смогут брать образцы растений все, кто пожелает?
- Вы кое-что упустили: это будет страховой мировой генофонд. И, конечно, пользоваться им будут не все, кто пожелает: доступ к нему будет разрешен только в исключительных случаях и с согласия страны-владельца, когда других вариантов не останется. Не буду углубляться в тонкости, скажу главное: коммерциализация, увы, охватила и эту сферу. Вовсю идет хищническая безумная эксплуатация невосполнимых генетических ресурсов и торговля ими. Крупные корпорации обогащаются, хотя эти ресурсы принадлежат всему человечеству. Дальше. Создать свой генный банк для многих стран - очень дорогое удовольствие. Что в такой ситуации делать, к примеру, Грузии, Армении, тому же Ираку, где в результате бомбежек погибло хранилище со всем национальным генофондом? Для ученых и цель такого целенаправленного уничтожения ясна: заставить местных крестьян выращивать генно-модифицированные сорта американских биомагнатов. Вот и выходит, что Норвегия хочет не только экономического могущества своей страны, но и всей планеты. А если посмотреть в далекое будущее, представить всемирную катастрофу, то, возможно, именно "Замороженный ковчег" спасет оставшееся человечество от голода.
- Почему именно норвежцы предложили создать генбанк?
- Они внимательно наблюдали за противостоянием двух сверхдержав - СССР и США, претендовавших на мировое господство. Американцы построили свой банк в горах Колорадо в 1956 году, а наш, построенный в 1976 году, располагался на Кубани. В кругу стратегически важных объектов, на которые направлялись ракеты противников, уверен, были и хранилища генных биоресурсов. Мир содрогался, когда СССР и США "играли мускулами" друг перед другом. А норвежские ученые думали о будущем. Поэтому, наверное, и родилась идея построить бункер, которому бы были не страшны даже атомные взрывы. Россияне выдвинули другую идею - хранить образцы растительного богатства земли в космосе. Но все утонуло в дебатах. Денег на строительство Международного арктического генного банка в Норвегии никто не дал. Но норвежцы не отступились от задуманного.
- Построили на свои кровные?
- Вот именно.
- Дорогой подарочек!
- Если сравнивать с проектами освоения космоса, то это копейки. Хранилище располагается в вечной мерзлоте, это вам не Кубань, где на поддержание низких температур тратится много электроэнергии. "Ковчег" на Шпицбергене - грандиозное сооружение.
Постоянную температуру - 180С - поддерживают холодильное спецоборудование, компрессоры и влагопоглотители. После выхода на требуемую температуру она будет поддерживаться автоматическими регуляторами. В случае выхода из строя оборудования благодаря естественным условиям и теплоизолирующим панелям необходимая для сохранения семян температура продержится около года. Но если пройдет больше времени, то все равно она не поднимется выше минус 3,5 градуса. Это обеспечит вечная мерзлота, в которой и расположен "Замороженный ковчег". При такой температуре семена наиболее важных для человечества продовольственных культур (пшеница, рис, просо, ячмень и т.п.) могут храниться сотни лет.
- Норвежцы молодцы, что заботятся о будущем человечества. Но где они возьмут столько образцов, чтобы заполнить хранилище, - аж три миллиона?
- Всего в 1600 генбанках мира сохраняются более 6 млн. образцов культурных растений и их диких родичей. Понятно, что не все они уникальны, есть среди них и так называемые дублетные образцы. Поэтому в первую очередь на Шпицбергене будут заложены самые ценные коллекции семян, которые сейчас хранятся в девяти Международных центрах так называемой Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям. А это 500 000 образцов различных культур. США решили передать из своего национального хранилища на дублетное хранение семена тех культур, которых нет в центрах. Материал поставят и другие государства. Свои образцы заложит крупный Нордический генбанк, расположенный в Швеции. А в нем сейчас хранятся национальные генофонды Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии - около 30 тыс. образцов. Думаю, "замороженный ковчег" заполнится быстро. Это очень престижно и выгодно - держать достояние государства в дублетном виде в таком банке, где оно будет в безопасности. Его "не съест" инфляция.
- Для России тоже отведено местечко?
- Да. Часть коллекции нашего института, имеющая важное значение для глобальной продовольственной безопасности, вероятно, разместится рядом с уникальной национальной коллекцией из Эфиопии. В марте к нам приезжали представители руководящего совета
Арктического генбанка и международных организаций, которые будут координировать заполнение хранилища на предмет заключения специального соглашения, возможно, на уровне правительств. До ноября 2008-го, когда состоится официальная инаугурация генбанка на Шпицбергене, мы проведем переговоры, где и будет принято решение о предоставлении дублетной части нашей коллекции. А она огромна - более 320 000 образцов различных растений, собираемых на пяти континентах в течение более 113 лет и сохраненных в страшные годы блокады Ленинграда учеными института. Уверяю вас, никто Россию не обойдет в таком важном деле международной значимости. Ученые мира прекрасно знают, что идея сохранения биоразнообразия, существующего на Земле, впервые пришла в голову Николая Ивановичу Вавилову, чье имя носит и наш институт. Именно он, несмотря на сталинские репрессии, дал толчок развитию генетики и селекции во всем мире, показал, как важно сохранить образцы всего растительного мира для будущих поколений.
- Напоследок вопрос личного характера: а смогу ли я попробовать хлеб, который ели мои деды?
- У нас есть образцы, сохраненные со времен Николая Ивановича Вавилова. Они собраны им лично. Кстати, недавно к нам обратились шведские ученые: им понадобилось пополнить свой генбанк семенами староместных шведских сортов капусты, которая выращивалась у нас в России 1925 году. Конечно, они у нас сохранились...
СПРАВКА
Образцы растений наиболее важных сельскохозяйственных культур (500 семян каждого растения), которые и обеспечивают глобальную продовольственную безопасность, будут запаяны в алюминиевые пакеты размером 26,5 х 9 см и заложены в спецкоробки. Каждая рассчитана на 400 пакетов. Размеры коробок - 60 х 40 х 28 см. Вес до 5 кг. Коробки помещаются на полках во всю длину стен. Всего в хранилище предусмотрено 4 ряда таких полок по 3 метра высотой. На них планируется заложить на сохранение около 3 млн. сортообразцов растений. Внутренние размеры хранилища 16,5 х 53,8 х 6,2 метра. Оно имеет центральный вход для персонала, который закрывается тяжелыми дверьми. С противоположной стороны бункера - ворота запасного выхода и входа. Через них же будет ввозиться оборудование. Офисные помещения отделены от хранилища массивными стальными герметичными дверями, стены самого бункера укреплены теплоизолирующими панелями. Размеры отсеков хранилища 5м - 40м - 5м.
Стоимость нового проекта Международного арктического генбанка - 20 млн. норвежских крон (около 3 млн. долл. или 2,5 млн. евро). Это средства правительства Норвегии. Часть расходов по обслуживанию генбанка после полного завершения строительства (октябрь 2008 г.) возьмет на себя Глобальный доверительный фонд сохранения культурных растений - независимая международная организация. Содержание выльется в 200 000 долларов в год. После первых трех лет эксплуатации планируется снижение затрат до 100 000. Арктический генбанк принадлежит Норвегии, но руководство его деятельностью будет осуществлять Руководящий совет. В него входят: представитель короля Норвегии, губернатор Свальбарда, директор Нордического генбанка в Швеции, представитель продовольственной организации ООН, гендиректор Международного института по генетическим ресурсам растений, председатель Руководящего комитета Международного договора о генетических ресурсах растений для продовольствия и сельского хозяйства, исполнительный директор Доверительного фонда. Фактически Арктический генбанк - дар от Норвегии планете.
Остров Свальбард (Шпицберген) относится к Норвегии по международному соглашению, подписанному 40 странами (включая Россию) в 1920 г. Административный центр острова - город Лондербьен с населением 1700 человек. С 26 октября по 16 февраля здесь властвует полярная ночь. Средняя летняя температура - плюс 6 градусов Цельсия, зимняя - минус 14. Идею о создании Свальбардского генбанка впервые озвучили норвежские ученые в начале 80-х. В 1989-м увидел свет первый проект хранилища. Его разработала международная экспертная группа. Опрос ведущих ученых стран мира и важнейших держателей коллекций (опросили 750 респондентов) показал: проект заслуживает внимания. Но политдискуссии о том, кому обладать таким богатством, как гермоплазма, надолго отодвинули воплощение идеи на практике.