Фронтовая разведка в Белом доме

Правительство все отчетливее приобретает признаки технического: серьезные программы его работы готовятся в кремлевской администрации

Правительство все отчетливее приобретает признаки технического. Уже давно наиболее серьезные программы его работы готовятся в кремлевской администрации, а решения принимаются на совещаниях Владимира Путина с членами кабинета с обязательным приглашением оппонентов. А теперь еще и растет общественный контроль за работой правительства.

Выполнение майских указов главы государства, составивших основу стратегии исполнительной власти, полгода назад отдано под контроль Общероссийского народного фронта (ОНФ). Вчера Владимир Путин подписал еще одно поручение, по которому ОНФ примет участие в подготовке правительством России программ, направленных на решение социально значимых задач. А Счетная палата России (парламентский орган финансового контроля) совместно с ОНФ займется оценкой эффективности реализации федеральных и региональных программ этого направления.

В поручении президента названы несколько таких направлений: эффективность мер господдержки сельского хозяйства, мониторинг деятельности субъектов РФ по введению социальной нормы потребления электроэнергии, разработка комплекса мер по вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом, создание механизмов кредитования капремонта в многоквартирных домах и так далее.

ОНФ и по своей инициативе занимается разработкой различных мер экономической и социальной направленности. В частности, на прошлой неделе по инициативе «фронтовиков» в Госдуму внесен законопроект, позволяющий регионам ограничивать максимальный размер родительской платы за детские сады. Тем самым исправляется ошибка исполнительной власти, минувшей осенью отменившей норму, по которой плата за пребывание ребенка в детском саду не может превышать 20% от его фактического содержания, — и в ряде регионов немедленно вздули цены. И так далее.

Серьезной работой занимается рабочая группа ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития «Стратегическое планирование как базис формирования внутреннего спроса на отечественную продукцию». Вот лишь один аспект ее изысканий: «Мы выяснили, что до 95% российских антибиотиков производится из импортных субстанций. У России серьезный потенциал роста в 5-7% в год только за счет импортозамещения, который можно поддерживать в течение 10 лет», — заявляет директор Фонда развития интернет-инициатив ОНФ Кирилл Варламов.

По мнению руководителя подгруппы ОНФ, прорабатывающей вопросы формирования внутреннего спроса, генерального директора ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» Андрея Петрова, «межведомственное взаимодействие на уровне постановки совместных целей развито слабо, они не всегда коррелируют между собой вопросы больших инвестиций, научных разработок». «Отсутствует понимание локализации научно-технического результата. Часто идут исследования, выполняемые на бюджетные деньги, но реально их достижениями могут воспользоваться только транснациональные корпорации, которые просто поставляют в Россию товары», — говорит Петров.

А ведь, казалось бы, в структуре правительства вполне достаточно самых различных ведомств, которые могут и должны отслеживать эту больную тему, при необходимости вмешиваясь и направляя работу конкретных исследовательских групп и инвестиционных организаций. Но увы: В результате все настойчивее звучат призывы к воссозданию аналогов советских Госплана и ГКНТ (Государственный комитет по науке и технике), которые «консолидировали бы потребности федеральных заказчиков и транслировали этот спрос в научную среду». То есть множить чиновничьи конторы.

Не в восторге от деятельности кабинета и предпринимательское сообщество: половина российских предпринимателей отмечают снижение доверия к текущей экономической политике правительства. Об этом свидетельствуют данные проведенного ВЦИОМом соцопроса, опубликованные в рамках доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту РФ. Всего нехватку определенности в экономике как главный барьер к развитию бизнеса отметили 64% респондентов — больше на негативную динамику повлияли только растущая стоимость энергоресурсов и уровень налогообложения малого бизнеса.

Промышленные предприятия отмечают растущий дефицит квалифицированных кадров (64% против 58% годом ранее), изношенность и отсутствие оборудования (52% против 45%) и негативное влияние волатильности курса рубля (49% против 43%). Но еще больше беспокоит «качество регуляторной среды». По словам федерального уполномоченного, в 2014 году в России было проведено 2,7 млн проверок. Зафиксированы случаи, когда одну компанию проверяли порядка 100 раз в течение года. И это после неоднократных обещаний правительственных чиновников положить конец такому беспределу.

Приходится действовать по принципу «защита предпринимателей — дело рук самих предпринимателей»: соответствующий общероссийский институт уже в основном создан, заявил Борис Титов, вручая свой доклад президенту Владимиру Путину. «Мы работаем уже в 80 регионах, где-то уже на формальной, законодательной основе принято 67 региональных законов, — сообщил федеральный бизнес-омбудсмен. — У нас работают общественные омбудсмены, которые по основным направлениям взаимодействия бизнеса и власти прошли и экспертную, и организационную функцию по работе с обращениями предпринимателей. Все это нам позволило обработать на сегодняшний день 6593 обращения, что является большой цифрой. Тем не менее мы справляемся».

Но создание благоприятных условий для бизнеса — задача, которая не решается только защитниками прав и интересов предпринимателей. Причины нынешнего спада масштабнее и серьезнее. «Мы переживаем период неустойчивой экономики, сегодня один из самых низких рейтингов деловой активности, идет отток капитала, — говорит Борис Титов. — Первая и главная причина — до сих пор слабо работает конкурентный сектор экономики. Главным источником роста экономики является экспорт сырьевых ресурсов, который базируется на крупных в основном госкомпаниях. Они находятся не в состоянии рыночной конкуренции, а в состоянии ручного управления государства. Вторая проблема — мы технологически отстали на 20-30 лет. Нам необходим приток технологий, уже существующих в мире. Для этого нужны программы, которые бы приносили технологии на российскую землю. Например, программа налогового стимулирования компаний, покупающих и внедряющих ту или иную технологию у себя на производстве. Можно было бы предоставить таким фирмам налоговые льготы — вычитать от 25 до 50% стоимости всех затрат из их налоговой базы. Кроме этого, должны работать институты, инжиниринговые центры, которые бы закупали и адаптировали технологии. Например, центр покупал бы технологию строительства зданий, а потом продавал ее строительным компаниям. И третья проблема — краткосрочность экономики. Риски высоки, и люди боятся инвестировать вдолгую».

Экономике нужны перемены, а исполнительной власти — новые люди, считает бизнес-омбудсмен. «Мы ранее принимали одни решения этим составом правительства, когда жили в парадигме стабилизации. Были проведены серьезные изменения, которые привели экономику в стабильное состояние. Но это в прошлом, и нужно принимать новые решения. А люди остаются те же и решения зачастую принимают исходя из парадигмы прошлого...»