КТО ЗАЩИТИТ ШАРИКА?

Стали ли мы добрее к братьям нашим меньшим? Судя по всему, нет. Об этом вы можете прочитать на стр. 6 этого выпуска "Труда-7". Жестокое обращение с бродячими Шариками и Мурками становится привычным. Что делать? С таким вопросом мы обратились к нашим именитым читателям.

Виктор Коклюшкин, писатель-сатирик:
- Ох уж эти извечно русские вопросы: что делать, кто виноват? Давайте просто не проходить мимо нуждающихся в нашей помощи. И я, и мои домашние то и дело кого-нибудь притаскиваем домой: то брошенного котенка, то покалеченную собачонку, то больного голубя. Поэтому у нас постоянно кто-нибудь вертится под ногами. Если встретим хромого слона, наверное, и его приведем. Вот и сейчас собираюсь выйти погулять с дворняжкой, которую несколько дней назад жена подобрала на улице. Так вот и спасаем своими силами нашу фауну.
Александр Носик, артист:
- Съемки в фильме "Возвращение Мухтара", когда пришлось на равных общаться с партнером-овчаркой, заставили во многом пересмотреть взаимоотношения человека и животных. Как ни банально, но мы действительно в ответе за тех, кого приручили. По крайней мере должны бы быть в ответе. Но тут система координат не сходится. Не понимаю, что становится причиной нашей злобливости, когда при спокойном сердце мы можем выкинуть на улицу домашнего питомца, не защитить бродячего от двуногого садиста. А ведь мы, по большому счету, сострадательны, хотя по нашим улицам бродят стаи бездомных голодных животных, которые боятся нас, людей. Одни говорят о стерилизации, другие вообще призывают усыплять бродяжек. Я же считаю, что надо на каждое животное - а оно не было изначально ничейным - завести паспорт учета, куда записывать все данные на него, его бывшего владельца. И потом штрафовать хозяина, выгнавшего пса на улицу. Нужно создавать приюты, общества защиты животных.
Михаил Ширвиндт, телеведущий:
- То, что у нас происходит, ужасно и дико. Я надеюсь, протесты возымеют какое-то действие. Все велосипеды давно изобретены, в цивилизованных странах есть налог на содержание нестерилизованного животного, а у нас ни налога, ни стерилизации как таковой. У нас на этом делают деньги. Деньги выделяются на стерилизацию, а отмываются на Средиземном море, почему? Когда эта дичь совковая наконец закончится, тогда мы и решим этот вопрос.
Елена Камбурова, народная артистка России:
- Мы чуть ли не каждый день становимся свидетелями жестокого обращения с животными. У одних перебиты или нет лапы, отрублены хвосты, уши... Голодные, тощие, они стаями жмутся к сытым кафе, магазинам, откуда редко кто вынесет им еды и воды. Они боятся нас, людей. Три года назад в свалке строительного мусора я откопала полуживого, со следами побоев щенка. Сегодня наш ласковый Тоша - любимец семьи, он сыт, ухожен, но стоит ему увидеть человека в строительной каске и робе, он рычит, лает. Видимо, вспоминает былые обиды и потому становится агрессивным. Истоки агрессивности у животных надо искать в нас, людях. Нужен закон, который действовал бы. Уж так устроен человек: он должен знать, что любое преступление наказуемо.
Сейчас многие говорят о стерилизации бездомных животных, которых развелось действительно много. Но и тут необходим общественный контроль, потому что на это денег-то выделено достаточно, но они куда-то исчезают. Я сама долго добивалась стерилизации одной из дворняг в нашем дворе. Ничего не добилась от ЖЭКа, пришлось самой отвести собаку в ветлечебницу, заплатить за эту процедуру, а потом пристроить ее в хорошие руки.
Олег Анофриев, актер, поэт и композитор:
- Благополучие города определяется количеством собак на улицах. С одной стороны, конечно, я никогда бы не убил собаку, но с другой стороны, количество собак на наших улицах растет в арифметической прогрессии, и рост этот надо остановить. Каким путем - не знаю: стерилизация не помогает или ее не делают? Усыплять - дико и неправомерно. Может быть, ввести налог на содержание нестерилизованной собаки, как это принято в цивилизованных странах? Наверное, это и есть выход: только штраф отрезвит россиянина.
Михаил Левитин, режиссер:
- Должен сказать, что некоторые люди и меня обвиняют в негуманном отношении к животным, которые играют в нескольких моих спектаклях. Но я уверен: вреда театр собакам не причиняет, они любят выходить на сцену, более того, их присутствие вносит в спектакли ноту беспомощности, они усиливают беспокойство за судьбу людей. И что же делают люди? Люди убивают собак. Я не представляю, как это вообще возможно в цивилизованном обществе.