"НЕ ХВАТИТ И МНОГОТОМНИКА"

В столице разгорается очередной скандал, связанный с бездомными животными. Июньским вечером официанты на глазах у десятков людей убили двух щенков, которые осмелились запрыгнуть на диван на летней веранде ресторана.

Лелик и Болик (так звали погибших щенков) несколько месяцев жили во дворе музея архитектуры им. А.В. Щусева. Среди музейщиков нашлись добрые люди, которые пригрели зимой двух милых песиков, кормили их и даже сделали им документы и прививки. "Наши собачки были всеобщими любимцами, никому никаких проблем не создавали, детей никогда не обижали", - рассказывают сотрудники музея.
3 июня работники кафе "Муар" вынесли столы и диваны на летнюю веранду во внутреннем дворе музея. А утром на мебели обнаружили следы собачьих лап. В тот же вечер официанты, не постеснявшись большого скопления людей, приманили Лелика и Болика мясом, а специально вызванный живодер выстрелил в каждого шприцем с ядом.
Зоозащитники печально констатируют: подобных случаев масса и виновные в большинстве случаев уходят от ответственности. Проблема стоит настолько остро, что на недавних общественных слушаниях "Человек и бездомные животные: проблемы цивилизованных взаимоотношений" было решено обратиться к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой инициировать рассмотрение закона о защите животных от жестокого обращения. Привлечь внимание к проблеме пришли Андрей Макаревич, Людмила Касаткина, Елена Камбурова, председатель Российской академии образования Николай Никандров, депутат Госдумы Виктор Шудегов, член Общественной палаты Михаил Берулава и многие другие.
В России до сих пор нет закона о защите животных. Есть лишь статья 245 Уголовного кодекса, которая предусматривает штраф или лишение свободы до шести месяцев, но только если доказаны "корыстные побуждения" или злодеяние совершилось в присутствии малолетних. Если издевательство над животным совершалось неоднократно, наказание может составлять до двух лет лишения свободы.
ОТСТАЛИ НА 200 ЛЕТ
Пока наказать за жестокое обращение с животными удается крайне редко. В 2006 году у жительницы поселка Верхошижемье Кировской области Веры Коноваловой пропал спаниель. Через несколько часов поисков хозяйка обнаружила замученное животное в доме соседа, большого ненавистника собак. Милиция на вызов не откликнулась, прокурорская проверка тоже почему-то не нашла доказательств, что сосед причинил смертельные травмы собаке. Получилось, что спаниель сам влетел в чужой дом и случайно напоролся на лежащий на столе нож.
- Тем, кто сомневается в необходимости закона о защите животных, достаточно один день посидеть на телефоне в любой зоозащитной организации, - считает директор Центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова. - Пересказывать все те ужасы, о которых нам становится известно, не хватит и многотомника. У нас в стране полный правовой вакуум в этом вопросе. В одну только 245-ю статью Уголовного кодекса невозможно уложить всю базу взаимоотношений животных и человека. А ведь животных используют в кино, охоте, рекламе, фотобизнесе... В Тимирязевской академии, например, экспериментальные полостные операции собакам проводят практически без наркоза - на 35-процентном спирту! То есть собака в сознании, просто в легком опьянении. В клиниках до сих пор усыпляют животных препаратом, от которого мышцы легких умирают по частям и животное страшно мучается 15-20 минут. Не так давно в Москве, возле мечети на улице Хачатуряна, устроили жуткую резню баранов - мусульмане совершали жертвоприношения по случаю курбан-байрама. Бараны кричат, кровь льется рекой - и это средь бела дня в Москве, рядом с детской площадкой!
Закон о защите животных бродит по думским коридорам уже без малого 10 лет: прошедший все три чтения законопроект был отклонен тогда еще президентом Владимиром Путиным с формулировкой: "не может в достаточной мере эффективно использоваться в правоприменительной практике".
- В этом вопросе мы отстали от цивилизованных стран на 200 лет, - говорит Ирина Новожилова. - В Англии, например, подобный закон появился еще в 1822 году. Впрочем, тогда в России борзые щенки порой были защищены лучше, чем крепостные крестьяне.
ГУМАННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Кое-что все-таки делается. В Москве, например, работает программа гуманного регулирования численности бродячих животных. Предполагается, что уличных собак подбирают, стерилизуют и возвращают на место обитания. С каждым годом на это выделяется все больше средств, однако воз и ныне там. Массовая стерилизация животных так и не была осуществлена. Кроме того, стерилизация часто напоминает экзекуцию: сразу после сложной полостной операции кое-как зашитых собак выбрасывают на улицу.
Нет в российских городах и достаточного количества нормальных приютов.
- В Москве приюты для животных по совершенно дикой логике строят рядом с предприятиями по переработке отходов, мусоросжигающими заводами, - рассказывает зоозащитник Ирина Пивоварова. - Видимо, чтобы будущие трупы собак были поближе к местам утилизации. Это какой-то собачий Освенцим, а не приют...
Конечно, иногда у зоозащитников бывают победы. Например, установка памятника бездомной собаке "Сочувствие" на станции метро "Менделеевская" - на том месте, где 21-летняя фотомодель жестоко заколола ножом бездомную собаку по кличке Мальчик, опекаемую метрополитеновцами. Резонанс тогда был огромный, и целая группа звезд - Елена Камбурова, Элина Быстрицкая, Ольга Остроумова, Валентин Гафт, Юрий Яковлев, Любовь Полищук - содействовали установке монумента. У Мальчика и сейчас постоянно живые цветы. Жаль, что такое "Сочувствие" случается нечасто...
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
* 26 тыс. бродячих собак живут в Москве
* 27 тыс. нападений бродячих животных на людей было зарегистрировано в 2007 году
* 127,3 млн. рублей выделено в 2008 году в Москве на стерилизацию бездомных животных
* 86% преступников в детстве жестоко обращались с животными
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Макаревич, заслуженный артист России:
- Мы настолько оскотинились, что на большую часть населения слова о том, что животные нуждаются в защите, не производят впечатления. Думают, что это артисты просто попиариться пришли. Но ведь если мы хотим видеть себя в ряду цивилизованных стран, недостаточно научиться снимать кино и играть в футбол. Можно, конечно, сказать, что у нас и законы плохо работают, но если будет соответствующий закон, можно будет хотя бы бороться за его исполнение.
Людмила Касаткина, народная артистка СССР:
- Когда началась война, мне было десять лет. Как-то к нам пришел милиционер и сказал: "Завтра мы заберем на фронт вашу овчарку". Овчарки легко поддаются обучению, и в войну их учили утаскивать раненых с полей. Собака была нашей любимицей, поэтому, когда ее забирали, я очень плакала. А через два месяца получила письмо с благодарностью от солдата. В бою он лишился ноги, а наша любимица дотащила его до своих.