ОЛЬГА БУДИНА: "У МЕНЯ ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК И МАССА ДРУГИХ ДЕЛ"

"Я НАПИСАЛА ЛУЧШУЮ КНИГУ О БЕРЕМЕННОСТИ"
- Популярность надо поддерживать скандалами?

"Я НАПИСАЛА ЛУЧШУЮ КНИГУ О БЕРЕМЕННОСТИ"
- Популярность надо поддерживать скандалами?
- Смотря какую. Если мы говорим о популярности как о синониме известности, то да. Популярность сегодня распространенное явление. Если еще лет 20 назад, чтобы стать известным, человеку надо было много чего сделать в жизни или как-то попасть в струю, то сейчас все изменилось. Появилась масса телеканалов, и чем их больше, тем больше людей требуется для этих каналов, тем больше процент популярных людей.
- Скажите, какие обязанности накладывает популярность?
- Популярным артистам все можно, поэтому ничего нельзя. А за все, что можно, приходится отвечать. Например, все, чем я занимаюсь, и есть расплата за мою популярность. Вопрос в том, чего вы хотите от жизни. Если вы хотите дискотек и фейерверков, то будете какое-то время их получать, но здесь уместно подумать о том, что такое популярность: цель или средство. Для меня это, несомненно, средство.
- Есть ли роли, от которых вы бы категорически отказались, несмотря на имя режиссера, гонорар?
- Конечно, я периодически так и делаю, если не вижу смысла тратить на это время. Тем более сегодня, когда у меня есть маленький ребенок и масса других дел, которые меня поглощают. Конечно, есть другая сторона медали: мне нужно кормить семью. Но, несмотря на это, я все равно не соглашаюсь на то, что мне не нравится.
- Кстати, о ребенке. Вы выпустили книгу "Говорящая беременность". Почему актриса стала писателем?
- По одной простой причине: когда я была беременна, то не могла найти интересующую меня информацию. И в итоге мне не оставалось ничего другого, как объединить собранное по крупицам в одной книге и написать это языком, который будет понятен беременным женщинам. Эта книга - для беременных: она специфическая, узконаправленная. Если посмотреть отзывы на книгу, то там будут и такие: "Лучше бы артистка Будина снималась, чем писала", и такие: "Я вообще книг не читаю, но вот сейчас беременная, и муж подарил вашу книгу, она помогла мне, так что держу ее под подушкой". Мнения могут быть разные, но так уж повелось в жизни, что я сама довольно реалистично оцениваю себя. И продолжаю жить с убеждением, что моя книжка очень крутая и на сегодня это лучшая книга о беременности. (Улыбается.)
"ТЕАТР НИКОГДА НЕ БУДЕТ ДЛЯ МЕНЯ ДОМОМ"
- Что в вас изменили беременность и рождение ребенка?
- Произошла переоценка жизни, предпочтений. Если же она происходит, то это обычно гармоничная переоценка.
- Вы были на закрытии "Кинотавра", а с кем же остался Наум?
- На попечении мамы, которая любит его не меньше, чем я, и он ее, соответственно, тоже. В противном случае я бы просто не поехала. Я долгое время не хотела приезжать, ведь у меня в этом году нет картины, а болтаться без дела - не мое. Потом решила, что все-таки съезжу, потому что люблю этот фестиваль. Для меня все началось именно с "Кинотавра": первый успех, первые тусовки, первое понимание того, что такое богема. Ведь на съемочной площадке ты понимаешь, что такое съемочный процесс, в училище - околотеатральные разговоры о профессии. И только на фестивале ты понимаешь, чем на самом деле живут киношники.
- Все пишут о том, что вы очень сильно похудели после беременности...
- Рецепт всем известен: закройте рот. Но можно и не закрывать. Надо понимать законы физиологии. До трех лет мама должна находиться вместе с ребенком, и ее лимфа работает на молоко. Поэтому похудеть в этот период, до того как малышу исполнится три года, довольно сложно. Безусловно, это возможно, просто требуется гораздо больше усилий. А можно расслабиться и дождаться, пока ребенку исполнится три года, и все произойдет само собой. Моему ребенку скоро четыре.
- А актерскую форму как надо поддерживать?
- Мне все время говорят, что я неправильная артистка, потому что не работаю в театре: вроде бы настоящий артист должен иметь практику, он должен понимать свою профессию, только тогда можно состояться. Я не снималась два года: во время беременности и весь первый год жизни своего ребенка, а потом сыграла жену Сталина. В театре я вообще никогда не играла. Ну кроме периода учебы в Щукинском училище. Я скажу больше - и не собираюсь. Возможно, для кого-то театр - это дом, для меня он им никогда не будет. Впрочем, в моей жизни появился антрепризный спектакль, который я начинаю любить. Мне пока дорого то, что там происходит. Может появиться еще какой-то антрепризный спектакль, но это всегда будет работа только по контракту.
- Многие кинорежиссеры жалуются, что им театральная школа актеров только мешает.
- Я неоднократно слышала о том, что театральная манера исполнения отличается от киношной. Естественно, крупный план не может быть востребован в театре, это отдельная школа. А кино - это прежде всего крупный план, если говорить об актерской работе. Считается, что киношникам легче. Но когда у тебя серьезная драматическая сцена, где ты должен сначала смеяться, а в конце рыдать, при этом на протяжении этой сцены ты меняешь 10 точек, и каждая со своим светом, - это не легче театра. И я получаю кайф, когда мне удается не сбиться, никого не перекрыть по свету, не наступить ни на чью реплику. Однажды, когда я еще училась в Щукинском училище и жила в городе Одинцово, я ехала на занятия в электричке и познакомилась с молодым человеком. Он был вежлив, корректен, начал знакомиться, и я сказала, что учусь в театральном вузе. "Зачем, это же так просто, - ответил он. - Выучил текст и говоришь! Чему учиться четыре года?"
"Я В ГЛАЗА ЖИВОТНЫМ СМОТРЮ И ЕСТЬ ИХ НЕ МОГУ"
- А что вы любите больше всего?
- Мне кажется, мороженое. Не ела его лет пять: отрицательно сказывается на голосовых связках. Это мой мираж, к которому я стремлюсь. Ох, несколько шариков в одном стакане!
- Кстати, о еде. Вы же вегетарианка?
- Да. Мяса я не ем. У меня был в детстве кролик, я купила его в переходе на Пушкинской: стоял какой-то мужик с грязными ногтями и дымил на него сигаретой. И мне ничего не оставалась, как купить его. Мужик говорил, что это, дескать, карликовый кролик и проблем с ним не будет: кормите капустой, и будете счастливы. Он вырос огромным. Я в глаза животным смотрю и есть их не могу.
- Возвращаясь к работе - репетиции на киноплощадке любите?
- Да. Если попадается режиссер, который тоже любит репетировать. Репетиции - вещь по нашим временам редкая и роскошная, потому что съемочный процесс сжат по времени: все стоит денег. Поэтому когда репетиция происходит - это подарок. Театральные репетиции выматывающие, насколько я слышала, в театре репетировать могут годами. В кино сегодня почти все играется с лету. Репетиции, конечно, есть, но не такое количество, как у Эйзенштейна или Бондарчука.
- Последнее время российские актеры и режиссеры перебираются или стремятся перебраться в Голливуд.
- В Голливуд мне не хочется. Думаю, он переживет мое отсутствие. Я не люблю приходить в те места, где меня не ждут.
- А как же кастинг? Ведь на нем по большому счету надо что-то доказывать.
- Кастинг - это вещь, которая всегда неприятна артисту, удар по самолюбию. А вообще мне нравится простое советское слово "пробы". К пробам я отношусь с большим уважением, почтением, готовлюсь. Если же меня приглашают на кастинг люди, которых я не знаю, режиссеры, которые пока не проявились, отношусь скорее скептически. Кстати, в свое время, когда ехала на пробы Аглаи в "Идиоте", думала, что режиссер лучше меня Аглаи не найдет. Есть роли, про которые знаешь, что они должны быть твоими, хотя не всегда такие роли мне доставались, к сожалению. Но могу сказать, что потом, когда я видела другую актрису на экране, мне не нравилось. Я знаю, что сыграла бы лучше.
- С режиссерами приходится спорить?
- Приходится. Актер зачастую лучше чувствует свой образ, и если режиссер доверяет артисту, идет за его эмоциями, от этого все только выигрывают.
- Свои фильмы пересматриваете?
- Почти никогда. Мама смотрит и переживает. Самая замечательная ее фраза по поводу моей работы: "Ты в этом эпизоде так плакала, так переживала, ты не могла бы в следующий раз меньше затрачиваться? Как-нибудь понарошку". Ну, мамы - они такие...
- А вы-то почему не смотрите?
- Не то чтобы я совсем не смотрю. Смотрю, но постольку поскольку. Вначале страшно смотреть: не знаешь, что осталось после монтажа, но все равно смотришь и делаешь выводы. А потом проходит время, и уже неинтересно: все посмотрели и сказали свое мнение. Иногда бывает, что на озвучании все понятно. После каких-то моих картин бывает следующее. Все говорят, мол, там у Будиной такой замечательный был образ, а я пересматриваю и думаю: что они там нашли? (Смеется.) Ведь проходит время, и смотришь на себя как на другого человека.
- Вы часто даете интервью. Есть что-то, о чем еще не говорили?
- Должна сказать, интервью - не самая приятная вещь в мире. Изначально идешь на него с опаской: не знаешь, будут из тебя делать дуру или отнесутся с уважением. В процессе беседы складываются какие-то отношения, которые прекращаются с финалом интервью. И чем меньше задают вопросов, тем лучше. Еще лучше поговорить на общие темы.
НАШЕ ДОСЬЕ
Ольга Александровна Будина родилась 22 февраля 1975 года. После окончания школы поступила в Щукинское училище. Уже в 1996 году сыграла в короткометражной картине "Играем "Маленького принца". Известность ей принесла роль в картине Александра Митты "Граница. Таежный роман" (1999). Сыграла в фильмах: "Дневник его жены" (2000), "Идиот" (2003), "Московская сага" (2004). Именем Ольги названа звезда девятой величины в созвездии Стрельца. Являясь одной из самых востребованных российских киноактрис, на два года ушла из кино в связи с рождением ребенка. Ныне в разводе с бизнесменом Александром Наумовым, есть сын - Наум. В кино вернулась в роли Надежды Аллилуевой в фильме "Жена Сталина". Написала книгу "Говорящая беременность" (2007).