УЛЕТНЫЙ ОТПУСК

Самолеты - самый надежный вид транспорта. Чтобы попасть в аварию, нужно летать ежедневно в течение 10 лет

Сезон отпусков в самом разгаре. Миллионы россиян пакуют чемоданы и летят в теплые края. К сожалению, для многих из нас полет над облаками - немалый стресс. Волнения не беспочвенны. Всем памятна недавняя авиаката-строфа в Хартуме, во время которой погибли 30 человек. Может, стоит поискать более безопасный вид транспорта?
Владимир Федоров, Александр Шапошников, Рязань
А ЧЕГО ИХ БОЯТЬСЯ?
Действительно, самолеты иногда, к сожалению, падают. Тем не менее эксперты, владеющие транспортной статистикой, призывают не накалять страсти.
- По нашим данным, в России одно авиапроисшествие приходится приблизительно на 20 тысяч успешных полетов, - заявил "Труду-7" генеральный директор центра "Динамика" Александр Литвиненко. - Эти показатели вполне сопоставимы с зарубежными. Там одно происшествие приходится на 22 тысячи полетов.
На ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. На международной конференции по безопасности полетов, прошедшей два года назад в Москве, прозвучала любопытная информация. По расчетам экспертов, вероятность того, что человек попадет в авиакатастрофу, крайне мала. Для этого ему придется летать на самолетах ежедневно более десяти лет. Впрочем, по мнению экспертов, даже при таком нездоровом образе жизни он рискует погибнуть только в одной ката-строфе из десяти. Ну что, оставим страхи на земле?
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ
Если же вас не убеждает статистка, можно подстраховаться и самому.
- Выбирая компанию, лучше отдавать предпочтение крупным и хорошо известным, - советует авиационный эксперт, а в прошлом летчик ГВФ Дмитрий Андриенко. - Небольшие компании не всегда могут позволить себе приобретать современную технику. Их самолетный парк невелик и зачастую эксплуатируется не один десяток лет. Стоит ли рисковать?
Если же у вас есть предубеждение против какой-либо определенной модели самолета, стоит при покупке билета выбрать другой рейс с другим самолетом. Впрочем, эксперты в один голос утверждают, что все небесные извозчики, которые летают в стране, проходят предполетный кон-троль и получают все необходимые допуски. Никто неисправный самолет в воздух не выпустит.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Однако, по признанию самих пассажиров, все эти доводы успокаивают далеко не всегда.
- Когда мы летели в Грецию, я все время думала, что самолет вот-вот рухнет, так его трясло при заходе на посадку, - признается москвичка Екатерина Бадалова. - Та же ситуация повторилась и по возвращении. Из-за этих треволнений отпуск оказался подпорченным. Сейчас, когда я думаю о нем, мне на ум приходят не красоты Греции, а та нервная дрожь, которая била меня в самолете. Между тем это был вполне новый современный Airbus.
Психологи давно называют сферу авиаперевозок территорией стрессов.
- Это неудивительно, ведь люди инстинктивно относятся настороженно даже к мысли о воздушных перелетах, - заявила "Труду-7" психолог Ольга Клемантович. - Многие из них выражают свое отношение при помощи старого афоризма: "Если бы Бог хотел, чтобы человек летал, он дал бы ему крылья".
Тем не менее психологи считают, что с авиафобией можно успешно бороться.
- Прежде стоит отметить, что страхи бывают двух уровней, - сообщил "Труду-7" психотерапевт московского Медико-психологического центра индивидуальности Максим Овчаренко. - У одних они достигают уровня фобии и панической атаки, у других ограничиваются легким напряжением и тревогой. В первом случае настоятельно советую обратиться к специалисту-психотерапевту. Со вторыми можно справиться при помощи ряда методов. В частности, у каждого человека есть опыт переживания позитивных психомоментов. Его можно перенести на то, что вызывает тревогу. Например, вы любите водить автомобиль или ездить на нем. Вы можете перенести это ощущение на полет в самолете. К другим методам стоит отнести нервно-мышечную релаксацию, аутотренинг, методы дыхательной саморегуляции. Можно использовать и некоторые седативные препараты растительного происхождения, то есть обычное успокоительное. А вот алкоголь категорически не рекомендуется. У человека образуется дубль: алкоголь - комфорт. Из-за этого спиртное начинают пускать в ход везде: в самолете, на работе, дома. К чему это может привести, я думаю, понятно.
Методы психологии могут быть использованы и для успокоения детей, которые сами еще не могут настраивать себя на позитивный лад.
- Дети очень внушаемы и подчинены родителям, - продолжает Максим Овчаренко. - Поэтому ребенка можно успокоить, объяснив ему, что полет совершенно безопасен. Напомнить, что он уже неоднократно ездил в автомобиле и с ним ничего не произошло, и сказать, что так же будет и в самолете. Кроме этого можно переключить внимание ребенка с самого полета на прекрасный вид, который открывается в иллюминаторе, и он забудет обо всех своих страхах.
ЖИВИ ПО ИНСТРУКЦИИ
К сожалению, ЧП все-таки случаются. Как вести себя в этом случае?
- Прежде всего нужно выполнять команды командира экипажа, - советует читателям "Труда-7" исполнительный директор фонда "Партнер гражданской авиации" Валерий Ентальцев. - Другой совет: ни в коем случае не паниковать. Это приведет к тяжким последствиям даже в ситуации средней сложности. Кроме того, крайне важно внимательно ознакомиться с теми инструкциями, которые даются перед каждым полетом.
Если же вы все-таки не смогли побороть в себе страх перед авиапутешествием, отправляясь покупать билет, попросите себе место в хвостовой части самолета.
- Согласно статистике летных происшествий эта часть является самой безопасной, - продолжает Валерий Ентальцев. - При разрушении отделяется именно хвостовая часть. Это подтверждает и известная катастрофа в Подмосковье с Ил-86: его проводники выжили благодаря тому, что находились именно в хвостовой части.
РОССИЯНЕ БОЯТСЯ ЛЕТАТЬ САМОЛЕТАМИ
84% россиян считают самолеты самым опасным видом транспорта, причем "очень опасными" их сочли 33%, остальные назвали "просто опасными". Это выяснил ВЦИОМ в ходе опроса, проведенного два года назад. Еще одним минусом авиации россияне считают высокую стоимость билетов. К плюсам они относят высокий комфорт и скорость. Видимо, из-за того, что минусов оказалось все же больше, чем плюсов, авиаперевозками пользуются лишь 15% опрошенных, причем подавляющее большинство из них совершают авиапутешествия всего один-два раза в год.
У САМОЛЕТА ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА
18 июня более 200 россиян почти сутки не могли вылететь из Болгарии. Что произошло там на самом деле?
Максим Ивлев, Новгород
Пассажиры рейса Бургас - Москва ожидали взлета в салоне, когда судно внезапно покатилось и выехало со стоянки. Никто не пострадал. Людей шокировало дальнейшее поведение сотрудников авиакомпании "Трансаэро", которые не отреагировали на ЧП и даже не объяснили, что произошло. Около шести часов пассажиров продержали в душном бункере без еды и воды.
- Детям пришлось спать на полу, женщинам становилось плохо от стресса и духоты, - рассказал "Труду-7" известный продюсер Максим Фадеев, который оказался среди пассажиров злополучного рейса. - Только в 10 часов утра, после того как я дозвонился до российского консульства в Варне, нам наконец-то предложили горячее питание. Еще больше удивили объяснения причин произошедшего: "Что значит самолет скатился? Это же не карусель, чтобы кататься!"
Чтобы забрать пассажиров, из Москвы вылетел резервный самолет. На его борту находилась техническая комиссия, которой предстоит установить причину инцидента.
- Возможно, были неисправны тормозные колодки, которые фиксируют колеса самолета, - предположил директор по корпоративным коммуникациям "Трансаэро" Илья Джус.
Пассажиры намерены подать на авиакомпанию в суд и требовать компенсации морального ущерба. Сумму иска Фадеев затруднился назвать, отметив, что она будет ощутимой.
СОВЕТЫ ЮРИСТА: НА ЧТО МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ ПАССАЖИРЫ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ ИЛИ АВАРИИ САМОЛЕТА
- Взаимоотношения пассажиров и авиаперевозчиков регулируются в рамках существующего законодательства, - сообщила читателям "Труда-7" юрист компании "Мосправовед" Елена Доронина. - Согласно статье 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьям 116 и 120 Воздушного кодекса Российской Федерации в случае задержки рейса или опоздания прибытия самолета в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Впрочем, эта норма действует, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Пассажир имеет право требовать возмещения морального вреда в соответствии со статьей 15 закона "О защите прав потребителей". Все авиаперевозчики осуществляют страхование своих пассажиров. В случае причинения травм пассажиру или его гибели в результате аварии компенсация начисляется в соответствии с Гражданским кодексом и, как правило, в размере страховой суммы.