Уже скоро? В Думе рассчитывают на общую валюту с Белоруссией

Никаких реальных оснований надеяться на такую реформу нет, сегодня это вопрос второстепенный

Как обещали в пресс-службе Кремля, на первую половину сентября запланирована встреча президента РФ Владимира Путина и главы Белоруссии Александра Лукашенко. Руководители республик встретятся на фоне продолжающегося политического кризиса в Белоруссии.

Слабого поддержи

Лукашенко потерял легитимность внутри своей страны, его позиции пошатнулись. В этих условиях, по мнению кремлёвских политтехнологов, Батька может охотнее согласиться на углубленную интеграцию в рамках Союзного государства. Об этом среди прочего должны поговорить Путин и Лукашенко. 
 
Сегодня в Минск приезжал российский премьер Михаил Мишустин, он встретился со своим белорусским коллегой и Александром Лукашенко. Поднимался не только вопрос реструктуризации миллиардного белорусского долга перед Россией, но и тема дальнейшей интеграции. 
 
К 20-летию Союзного государства стороны готовились принять программу углубленного объединения, но ни в конце 2019 года, ни в начале текущего дело так и не продвинулось дальше обещаний. Понимая, что глубокая интеграция может пошатнуть его безраздельную власть, Лукашенко предпочёл оставаться «большой рыбой» в «маленьком пруду». 
 
Однако коррективы внесли экономические издержки коронавируса и масштабные протесты граждан в белорусских городах. Не исключено, что теперь Кремлю будет проще выторговать у Лукашенко желаемую интеграцию. Среди её пунктов: единый эмиссионный центр и общая валюта.
 

Валюта: мечты или реальность?

Введение единой валюты и тем более учреждение общего парламента требуют серьёзных изменений, в том числе конституционных, заявил в эфире радио «Говорит Москва» председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников. Впрочем, тема валюты и единого эмиссионного центра давно прорабатывалась, и сегодняшняя Белоруссия «на это более согласна», считает депутат. По его мнению, говорить о других серьёзных изменениях сейчас рано, они требуют серьёзной подготовки.
 
Не считает фантастикой временное хождение двух валют с последующим переходом к некоей общей единице белорусский политолог Дмитрий Болкунец. И до острой фазы кризиса белорусы предпочитали переводить деньги в более твёрдые валюты: евро, доллары и даже российские рубли, говорил в беседе с TRUD.RU эксперт. Всплеска ненависти к России и усиления турбулентности подобная реформа не вызовет, полагает он. Поспорил с коллегой политолог Алексей Макаркин: Кремль не станет «с ножом у горла» продавливать интеграцию, это не рационально и опасно. Москва не стала бы настраивать против себя белорусское общество, где отношение к «объятиям» с Россией не столь однозначное. 
 
Сейчас гадать о валюте бессмысленно, сказал нашему порталу директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «И в 2005 году шла речь про общую валюту. А толку? Единая валюта требует унификации систем, что сильно ограничит возможности различий между Россией и Белоруссией. Это сложное дело», - сказал эксперт. Делягин напомнил, что депутат Калашников – член КПРФ, а в Думе тон задают единороссы. «Мало ли что говорит член компартии, влияние не за КПРФ», - подчеркнул он. 
Однако Лукашенко действительно потерял былой вес и стал более сговорчивым в глазах Москвы, соглашается Делягин. 
 
«Во время своего нахождения во власти Александр Григорьевич часто давал понять, что он может пойти в сторону Москвы, делал громкие заявления, но затем дел с его стороны не следовало», - приводит «Экономика Сегодня» мнение главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова. А значит, и тема валюты может зайти в тупик – даже несмотря на более взрывоопасную ситуацию для Лукашенко.
 
Весной президент Белоруссии соглашался в перспективе на общую валюту двух стран, только с важной оговоркой. «Мы не против, но только это должна быть нейтральная валюта. Не белорусский рубль, не российский», – сказал Лукашенко (цит. РБК).
 
Появление общей денежной единицы маловероятно в обозримом будущем. В среднесрочной повестке на первом месте белорусский транзит власти. Москве важно содействовать Белоруссии в создании удобного для себя политического строя в республике. Причём, не замкнутого исключительно на фигуру Лукашенко.