Гастарбайтеры прилетят к нам чартерными поездами

Эта светлая мысль родилась в недрах Министерства строительства и ЖКХ

Замминистра строительства и ЖКХ Никита Стасишин, прибыв во Владивосток на Восточный экономический форум, с гордостью заявил, что практически решил проблему обеспечения российских строек рабочей силой. За счет трудовых мигрантов из Узбекистана, которые будут приезжать в Россию чартерными поездами через Казахстан.

Раньше чиновник пожаловался, что рабочие из других стран могут попасть в Россию только воздушным транспортом, что дорого обходится работодателям. Но уже до конца года появится возможность «безопасно, транзитом через территорию Казахстана, ввезти централизованно трудовых мигрантов на поездах. Единовременно на поезде можно будет перевезти около тысячи иностранцев». Это будет только для больших структурных компаний либо групп компаний из Москвы, области и других крупных городов, подчеркнул замминистра.

При этом общее число трудовых мигрантов, которых намерены ввозить в Россию строительные начальники, заместитель министра не назвал. Хотя упомянул, что российским стройкам они нужны в пределах 100 тысяч человек. А еще раньше вице-премьер правительства РФ, куратор строительной отрасли Марат Хуснуллин утверждал, что пандемия коронавируса лишила российские стройки 1,5 млн гастарбайтеров, не вернувшихся в Россию после «карантинного» отъезда на родину. Теперь их начнут возить сюда специальными поездами. Спрашивается: зачем?

Объяснение первое и главное: без рабочей силы из Средней Азии не будет выполнена намеченная программа строительства жилья — люди у нас в дефиците. Но за прошлый год, когда из России уехали 1,5 млн мигрантов, о которых нынче грустит Марат Хуснуллин, жилья в стране было построено 82,2 млн кв. метров — на 143 тысячи «квадратов» больше, чем в 2019-м. А в малоэтажном домостроении, наиболее сложном и затратном, получился рекордный взлет: его сдали 39,8 млн кв. метров — почти столько же, сколько многоквартирных домов (42,4 млн кв. метров).

Объяснение второе: без мигрантов строительство сильно дорожает. И это тоже неправда: группа компаний ПИК, крупнейший строитель жилья в России, в кризисный год увеличила прибыль вдвое, а выручку — на 33,7%. А себестоимость строительства за счет роста зарплат поднялась в разных регионах лишь на 5-7%.

Объяснение третье: в соседних странах выше безработица, а потому там легче вербовать рабсилу. Но в Узбекистане в прошлом году уровень безработицы, по данным Министерства занятости и трудовых отношений, составил 11,1%, а у нас дома, в Республике Алтай, она была 12,9%, в Дагестане — 13,5%, в Северной Осетии — Алании — 13,6%...

Объяснение четвертое: приезжие из Средней Азии уже имеют требуемые профессии и соглашаются жить в тесных общежитиях по 4-6 человек в комнате, россияне к такому не привыкли, как и вообще к работе вахтовым методом. Но люди не должны жить в свинарниках, особенно если их зовут на стройки в города, как обещает замминистра Стасишин. Да и профессионализму большинство строителей учатся не отходя от рабочего места.

А вахтовый метод в России отлично отработан на нефтяных и газовых промыслах, где подавляющее большинство работников — коренные россияне из разных регионов страны. Их привлекает высокая зарплата, но и на стройках, куда планируется доставлять гастарбайтеров чартерными поездами, трудолюбивые и квалифицированные люди зарабатывают по 100-130 тысяч рублей в месяц. Найти желающих поработать вахтовым методом в любом регионе российской провинции не проблема — было бы у властей и работодателей желание искать.

И заметьте: за последний год благодаря пандемии коронавируса во многих российских регионах, в разных отраслях экономики приобретен немалый опыт обходиться минимальным числом мигрантов, а заработки местного, коренного населения по тем же причинам повысились на 30-40% и больше. А главное, на «коренное население» повысился спрос у себя дома, и это должно радовать. Но теперь строители пытаются вернуть свою отрасль на два-три года назад. Аналогичные попытки делают аграрии, которым тоже нужна послушная приезжая рабсила на посевную, уборочную. От этого «мигрантского пирога» отщипывают помаленьку коммунальщики, транспортники, бытовики...

А что же самим россиянам останется?