«Расти в дикости, но порядочной…»

Фестиваль в Царицыне перенесет зрителя в мир русского сада

Завтра, 4 сентября, в музее-заповеднике «Царицыно» откроется IV Фестиваль исторических садов. Тема этого года — «В поисках русского сада». До 12 сентября свои ландшафтные миниатюры здесь представят Царское Село, Ясная Поляна, Архангельское и другие известные музеи-заповедники.

Удивительно, но это, по сути, первый из ставших уже традиционными в Царицыне смотров, который целиком посвящен истории отечественного декоративного садоводства. Может быть, в том сказались трудности нынешнего пандемического времени, прервавшего многие международные контакты — а с другой стороны, разве не стоит самого пристального внимания громадный опыт садового искусства, накопленный в нашей стране?

Чем же именно русский сад отличается от французского, английского или, скажем, голландского? Какие цветы, деревья, кустарники должны в нем расти? Как поддержать сохранившиеся шедевры и возможно ли воссоздать утраченное? Вопросы непростые, именно поэтому царицынский смотр включил в свою программу научную конференцию «Опыт современного использования музейных садово-парковых территорий», приурочив ее к 20-летию Союза музеев России и посвятив проблемам сохранения исторических ландшафтов. Выступят сотрудники ведущих отечественных музеев — «Царского Села», «Горок Ленинских», Русского музея, парка Монрепо... Притом научное сообщество ни в коей мере не отгораживается от нас с вами — обычных зрителей: на YouTube-канале музея-заповедника «Царицыно» будут транслироваться встречи с экспертами, экскурсии по садам и паркам музеев — участников фестиваля и даже мастер-классы для садоводов-любителей, стремящихся следовать традициям русских усадебных парков.

Но и самая насыщенная онлайн-программа не заменит прогулки по настоящему саду, полному волшебных ароматов и звуков. В царицынском парке, открытом для широкого доступа, неподалеку от дворцовых оранжерей разместят свои композиции участники фестиваля — Владимиро-Суздальский музей заповедник и Царское Село, Остафьево и Ясная Поляна, чеховское Мелихово, левитановский Плёс, Богородицкий дворец-музей графов Бобринских — потомков сына императрицы Екатерины II и Григория Орлова. Конечно, на ста квадратных метрах точную реплику исторического сада не воспроизвести, но можно передать его стиль, характер, атмосферу.

Сам же громадный парк Царицына на время фестиваля станет роскошной «рамой» для миниатюрных шедевров. «К нашему парку мы относимся как к органической части музейного комплекса, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина, — ведь заложен он был почти 250 лет назад. В качестве царской резиденции судьба Царицына сложилась не слишком удачно, зато парк в XIX столетии стал одним из любимейших мест загородных прогулок москвичей. С той поры сохранились тщательно продуманные архитекторами виды с павильонами и мостами. Собственно на фестивале мы представим сад «Царицыно — забытое барокко», который перенесет посетителей во времена императрицы Екатерины. Архитектор Василий Баженов, известный своей горячей любовью к неоготике, умело вписывал в этот романтический стиль «неправильное» изящество барокко. В свое время он соорудил над прудом двадцатиметровую Земляную пирамиду, ступени которой украшали стриженые березки. Однако деревца со временем разрослись, нарушив задуманные пропорции. Баженов попросил свою венценосную заказчицу позволить им «расти в дикости, но порядочной».

Екатерина же, горячая поклонница максимально естественных пейзажных английских садов, хотела такой же видеть в Царицыне. Судьба искусственной пирамиды была решена».

«Флигель «Чайка» — этим известным на весь мир именем назвали сад из усадьбы Мелихово, невесомый, как эскиз знаменитой чеховской пьесы. Собственно, любой сельский дом — это сцена, на которой разворачивается драма человеческой жизни, а зрителями становятся обитатели сада — цветы и деревья. Поначалу Антон Павлович использовал этот скромный деревянный домик только как рабочий кабинет — помимо легендарной комедии, здесь было написано почти четыре десятка произведений. Но уют и тишина, царившие во флигеле, так понравились ему, что писатель переселился в него из большого дома. И эту атмосферу уединения и творчества попробовали воссоздать авторы фестивальной композиции.

Ландшафтный архитектор Екатерина Боганова захотела передать дух розария толстовской Ясной Поляны «Заведен он был еще матерью писателя Марией Николаевной, — рассказывает Екатерина, — в ее дневниках есть описания сортов. И жена Льва Николаевича Софья Андреевна тоже очень любила розы, экспериментировала с сочетаниями сортов и форм, чтобы из окон и с балкона открывался красивый вид. Выписывала розы из-за границы, в основном из Германии, но интересовалась и сортами, выведенными местными селекционерами. Сохранились воспоминания — ее самой и садовника Антона Денисовича, прослужившего у Толстых 18 лет, — фотографии и даже счета за покупку саженцев. К сожалению, розарий, разбитый перед парадным входом в дом, был утрачен во время войны. Уцелели только туя и чубушник (садовый жасмин), которым более ста лет. После войны его восстановили, насколько это было возможно, ведь многие старинные сорта сегодня уже просто не существуют».

Проект «Династия» — это воспоминание об утраченном садике Романовых в Царском селе. Располагался он на так называемом Детском острове посреди пруда неподалёку от Александровского дворца. В 1830 году здесь для детей Николая I был выстроен небольшой дом. С той поры островной сад стал любимым местом игр каждого следующего подрастающего поколения императорской фамилии. Дети не только играли, но и сажали цветы, деревья, ухаживали за ними. Это было их маленькое «царство», отделенной водами пруда от остального мира. Сегодня от того садового уюта не осталось и следа, домик законсервирован и дожидается реставрации, да и на остров можно попасть только зимой по льду пруда. А нынешний маленький фестивальный садик для сотрудников музея «Царское Село» — надежда на возрождение утраченного.

Восстановлением первозданной красоты занимаются и специалисты музея-заповедника Куликово поле, в течение многих лет высаживая деверья, кустарники и полевые травы, чтобы место знаменитого сражения воинов Дмитрия Донского с ордой Мамая приобрело исторический вид. «Наш уголок, конечно же, не сад, а фрагмент пейзажа, — признается Ольга Бурова, завотделом естественно-научных дисциплин музея, — но воссоздаем мы его буквально по деревцу, как и садоводы выращивают свои сады. Конечно, более чем за шесть столетий пейзаж сильно изменился, не в последнюю очередь из-за деятельности человека. Но главный «экспонат» нашего музея, место Куликовской битвы — налицо, и наша задача сделать так, чтобы все могли увидеть, каким оно было в 1380 году».

Иными словами, фестиваль «В поисках русского сада» обещает стать своеобразной машиной времени и пространства, благодаря которой то и другое преодолевается легко и незаметно. Да, может, и искать ничего не надо, все под рукой — березки и липы, калина и жасмин, ромашки с васильками и флоксы с геранью. Надо лишь увидеть в них представителей вечной природы, которая во все времена была готова войти в человеческую культуру, если только человек платил ей уважением, любовью и трудом.