ВСЯ В СЛЕЗАХ И В ГУБНОЙ ПОМАДЕ

Телевидение умеет втихаря подсматривать за реально происходящими событиями. Но оно пока еще не научилось в режиме нон-стоп переводить в зримые образы сплетни и домыслы. Поэтому репортеры светской хроники на телевидении в отличие от журналистов-информационщиков значительно уступают в актуальности своим пишущим коллегам. И это, пожалуй, хорошо.

ХОРОШО СРЕЖИССИРОВАННАЯ МОЛЬБА
В минувший вторник "прекрасная няня" Анастасия Заворотнюк обратилась в программу "Пусть говорят" с требованием к журналистам из желтых изданий оставить ее в покое. Впрочем, нет, это было не требование - мольба! С экрана глазами подстреленной лани смотрела на зрителей и гостей студии хрупкая женщина и слабым голосом, в котором чувствовались едва сдерживаемые слезы, просила о пощаде. Она рассказала о том, как журналисты повсюду преследуют ее, как обрывают телефон, уговаривая поделиться подробностями своего романа с Жигуновым и деталями развода с мужем, как караулят у подъезда дома и служебных входов, как терзают друзей, как пытаются достать ее детей в надежде вытащить из них какие-то слова о маме, папе и дяде Сереже. Это не жизнь, это ад.
Очень хотелось пожалеть актрису, имеющую среди коллег репутацию порядочного и скромного человека. Но была в этих кадрах и в самой студийной атмосфере какая-то фальшь. Или, мягче говоря, - игра, где каждый действовал по известным правилам.
Ну, во-первых, само видеопослание няни было явно срежиссировано. Появись она в привычном зрителю образе хамоватой хохлушки - никто бы не поверил ее страданиям. А тут - крупный план, глаза, увеличенные искусным гримом до невероятных размеров, какой-то сиротливый меховой воротничок... В голове сама собой завертелась старая песенка "Плачет девочка в автомате...".
Во-вторых, весьма симптоматично, что Анастасия не появилась в студии лично. Потому что присутствующие здесь "акулы желтого пера" (Отар Кушанашвили и иже с ним) сожрали бы ее с потрохами, объяснив, что это именно ей, актрисе Заворотнюк, понадобилась вся эта шумиха. Зачем? Ради укрепления звездного статуса. Так - была бы она просто участницей очередного лицензионного ситкома, а теперь стала героиней первополосных публикаций!
Что любопытно, подобные стычки артистов и "журналюг" уже происходили и в эфире у Малахова, и в других программах. И каждый раз аргументы представителей СМИ оказывались убедительней. Народ хочет знать о своих кумирах все - вот в чем истина. Как цинично посоветовал тот же Кушанашвили: "Не хотели, чтобы о вас писали, шли бы в разнорабочие".
И наконец, третье и главное. О чем думают кумиры, не переставая ходить на тусовки, не накладывая вето на интервью, а обращаясь за справедливостью в программу абсолютно беспринципного Малахова? Уж не том ли, о чем говорит Отарик?..
ПРОВЕРКА НА ВШИВОСТЬ
Среди участников программы оказалась и Наталья Егорова, бывшая актриса театра Сатиры. Она рассказала о том, с чем сталкивались многие, но предпочитали молчать, считая тему некорректной, почти интимной. А суть этого явления в том, что вот уже несколько лет журналисты бульварных изданий с завидным постоянством обзванивают всех известных людей и их окружение и предлагают некие суммы денег за любую информацию о себе самих, но, главное, об их коллегах и друзьях. И чем факты будут жареней, тем вознаграждение щедрее.
Вот как это было с самой Егоровой. Ей позвонил сотрудник некого издания и сказал: "Я знаю, что вы не любите Ширвиндта. Вы не могли бы рассказать какую-нибудь гадость о нем? А мы вам хорошо заплатим". - "Хорошо - это сколько?", - поинтересовалась актриса. - "Ну три - пять тысяч долларов". Егорова, которая отнеслась к "заманчивому" предложению с юмором, тут же перезвонила Ширвиндту: "Шура, есть возможность хорошо заработать. Сочини какую-нибудь гадость о себе, а гонорар разделим пополам!" Тот в ответ только и смог воскликнуть про времена и нравы.
В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что ситуация, похожая на егоровскую, случалась практически с каждой из актрис, пришедших на программу. Кому-то сотрудники изданий задавали конкретные вопросы, кого-то просто просили рассказать "что-нибудь эдакое". Как по идее должны нормальные люди реагировать на такие звонки? Естественно, посылать куда подальше. Но это как в старом анекдоте про Ржевского. "Поручик, как вам удается пользоваться таким успехом у дам? - Очень просто. Подхожу и говорю: сударыня, можно я вас...? - Поручик, но так же и по морде можно получить! - Бывает, что и по морде. Но чаще..." Судя по количеству интимных подробностей о наших знаменитостях, которые публикуются в прессе, опыт Ржевского вполне актуален.
И в данном случае мы не говорим об обслуге - официантах, барменах, водителях, в большинстве случаев не обремененных моральными обязательствами перед своими зажравшимися клиентами. Не о консьержках в парадных и санитарках с нищенской зарплатой, дежурящих в приемных покоях больниц и готовых за копейки рассказать все о своих звездных пациентах. Нет, речь о коллегах и друзьях жертв скандальной хроники.
И вот пример. Не так давно была свадьба одной нашей популярнейшей певицы. Эксклюзивные права на съемку церемонии были за очень большую сумму проданы известному иллюстрированному еженедельнику. Охрана строго блюла интересы правообладателя, в помещение ресторана не была пронесена ни одна камера. Каково же было возмущение руководства этого журнала, когда на следующее утро съемка со свадьбы появилась в дешевой бульварной газете! Стали выяснять, как произошла утечка. Все оказалось предельно просто: сотрудники газеты обзвонили гостей молодоженов с предложением выкупить у них съемку на мобильные телефоны, если таковая производилась. Наверное, кто-то отказался. Далее - по Ржевскому. А ведь среди гостей не было случайных людей!
А ЗВЕЗДЫ - КТО?
В советские времена слово "звезда" никогда не употреблялось по отношению к нашим артистам. Оно ассоциировалось с пороками и нравственной распущенностью загнивающего общества. В перестроечные времена, когда буржуазный лексикон мутным потоком хлынул в телеэфир и на газетные полосы, "звездами" в одночасье стали все, кто выходит на сцену и появляется на экране. Теоретики современного искусства вроде Артемия Троицкого пытались объяснить, что сколько ни говори "халва", слаще во рту не станет. Что звезда - это не почетный титул вроде заслуженного артиста. Это четко отлаженная индустрия, в которой на одного человека работают миллиарды долларов, сотни людей десятков профессий, студии, концертные залы, агентства. И всякого рода пена - сплетни, скандалы, суды - это тоже часть процесса, иногда контролируемая, иногда нет. А у нас? Один продюсер, два притопа, три прихлопа, четыре музыканта с фанерой. Это и есть звезда?
Сегодня ситуация у нас постепенно меняется в сторону подлинной звездности. Но медленно и в единичных случаях. Зато с пеной у нас все в порядке. Именно она, а не строительство гигантской пирамиды обеспечивает жаждущему славы человеку максимум результата с минимумом расходов. Так есть и так будет в ближайшее время. И потому жаловаться бесполезно.