В «Войне и мире» вахтанговцы играют с огнем

Почти пять часов действия с двумя антрактами пролетают так же быстро, как первый вальс Наташи Ростовой

К 100-летию Театра им. Вахтангова худрук Римас Туминас поставил «Войну и мир». В спектакле по одному из величайших романов русской литературы можно увидеть практически всех звезд прославленной труппы. Почти пять часов действия с двумя антрактами пролетают так же быстро, как первый вальс Наташи Ростовой.

«Война и мир» — произведение настолько огромное и значимое, что удачно адаптировать его для сцены, сохранив при этом и дух, и величие — задача не из легких. Для этого нужны в равной степени большая смелость и деликатность. И все это нашлось у Римаса Туминаса, сумевшего, с одной стороны, посмотреть на роман свежим взглядом, а с другой удержаться от того, чтобы как-то осовременить его.

У постановки благородно-аскетичное оформление и минимум декораций (сценография Адомаса Яцовскиса). В доме Ростовых секретничают хозяйка и княгиня Друбецкая. Рядом фальшиво поет за пюпитром граф. Мимо них резвыми стайками проносятся дети — на большом полотнище Борис и Николай катят то Наташу со скрипкой, то Соню с виолончелью, то обеих девочек, улегшихся на пианино. Родители с умилением смотрят на радостно-оживленную молодежь.

Беззаботность — один из мотивов первой части спектакля, посвященной мирной жизни. Легкомысленный Пьер (сильная работа Павла Попова), дав князю Андрею обещание не ходить к Курагиным, тут же нарушает его. Но Элен (Яна Соболевская) так красива и чувственна, что его можно понять. Пьер в спектакле с самого начала поджар, деятелен и страстен, ему во всем хочется дойти до самой сути. Он постоянно рефлексирует. В то время как его лучший друг князь Андрей (Виктор Добронравов) куда сдержаннее в своих эмоциях. Зато cтарый Болконский в исполнении Евгения Князева чудит от души. Княжну Марью он сторожит как дракон принцессу, потому что бесконечно любит. Когда после неудавшегося сватовства к ней Анатоль уезжает ни с чем, ликует, кажется, весь дом Болконских, включая саму несостоявшуюся невесту (трогательная Екатерина Крамзина).

Впрочем, все огорчения и тревоги мирной жизни меркнут, как только французы вступают в Москву. Война, согласно спектаклю, — это когда измученные невзгодами люди, ранее проводившие время на балах, снимают с себя верхнюю одежду, чтобы отдать ее на нужды армии. Когда мужчина в расцвете сил — князь Андрей — умирает, оставляя маленького сына, безутешных родных и любящую его девушку. Когда пожилая женщина — тетушка Марья Игнатьевна — поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу.

Батальная сцена в спектакле единственная, и в ней действует лишь один человек. Николай Ростов (Юрий Цокуров) в пылу сражения с воображаемым противником ведет нескончаемый монолог. Мысль героя движется от позиции «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать» до пронзительного «Убить меня? Кого так все любят».

Одиночество — еще одна тема спектакля. В важные моменты жизни человек часто остается наедине со своими страхами, даже если он окружен толпой. Так случилось с Николаем на войне, так происходит и с Наташей на балу. Свой первый вальс она танцует на пустой сцене, а затем к ней незаметно присоединяется князь Андрей.

Постановка заканчивается переломным моментом в жизни Пьера — его пребыванием в плену и переосмыслением ценностей. Положение героя незавидно, но в последних словах брезжит надежда: «Когда наши жизни сходят с курса, нам кажется, что все пропало. Но это всего лишь начало чего-то нового, лучшего».

Что запоминается в спектакле? Графиня Ростова в исполнении Ирины Купченко — настоящая хозяйка дома и своего добродушного мужа (Андрей Ильин), которому то и дело от нее перепадает. Она умна, иронична и умеет быть жестокой, если того требуют интересы ее детей. Наташа (Ольга Лерман) — хрупкая, с внешностью и повадками ребенка и в то же время абсолютно стальным характером. Евгений Князев тонко передает трагедию человека, жизнь которого на исходе, но он продолжает страстно любить ее. Предельно эксцентрична Марья Игнатьевна в исполнении Людмилы Максаковой. Видя ее на сцене с зажженной лучиной в одной руке и канистрой керосина в другой, начинаешь всерьез опасаться, как бы она на самом деле здесь чего-нибудь не подожгла. Тревожащийся за потомство князь Василий (Владимир Симонов), утонченный Анатоль (Владимир Логвинов), женственная и несчастная Соня (Мария Волкова)... Об актерских работах в этом спектакле можно говорить бесконечно. «Война и мир» — настоящий подарок Римаса Туминаса и исполнителям, и зрителям к 100-летию столь любимого и знакового в нашей стране театра.