«Без нас метро себя не построит»

Петербургские метростроевцы потребовали у чиновников из городского правительства вернуть им долги по зарплате

Эта неделя для властей Северной столицы началась с неприятности: перед зданием городского правительства собрались на акцию метростроевцы. Человек сто пришли требовать вернуть им долги по зарплате. Там их уже ждала полиция, но флешмоб, как его назвали в сетях сами участники, прошел без эксцессов.

«Мы не кричим, не скандируем, вышли без лозунгов. Желание у нас только одно — отдайте нам честно заработанные деньги. Я не воровал, мне чужого не надо. Верните мое», — делился с журналистами бригадир проходчиков Ринат Галиев. Метростроевец подсчитал, что работодатели задолжали ему около 250 тысяч рублей. А получил он лишь аванс в сентябре — 15 тысяч рублей. И 5 тысяч в октябре. Это что, издевательство?

У других рабочих аналогичные вопросы к начальству. Никто в коллективе не знает, когда последуют дальнейшие выплаты и будут ли они. Общая сумма долга по невыплаченным зарплатам и выходным пособиям перед 3,7 тысячи сотрудников — 322 млн рублей.

В 2019 году метростроевцы уже ходили к Смольному. Тогда к рабочим вышли представители администрации города и директор «Метростроя», в тот же вечер долги были погашены. Прошло два года, за это время ОАО «Метрострой» было обанкрочено и бесславно прекратило свои дни. Вместо банкрота создан «Метрострой Северной Столицы», руководство которого предложило всем бывшим метростроевцам перейти в новую компанию. Тогдашний глава комитета по транспорту Максим Соколов обещал рабочим, что условия их труда и доходы не ухудшатся, а переход будет «бесшовным». Да и губернатор Александр Беглов на встрече с коллективом метростроевцев не скупился на обещания, заверял, что все будут получать свои деньги вовремя, ведь у города грандиозные планы по развитию метрополитена.

И действительно, на строительство и реконструкцию метро в Петербурге до 2030 года выделены государственные инвестиции в размере 603 млрд рублей. У Смольного теперь новый подрядчик, которого администрация города полностью контролирует и который наследовал у своего обанкроченного предшественника производственные площади, оборудование и обязательства перед сотрудниками. Но долги работникам не вернули. И вот они снова собрались «у парадного подъезда».

Пару часов рабочие топтались по первому снегу и ждали, что кто-то к ним выйдет побеседовать на волнующую всех тему. Наконец представитель Смольного — заместитель главы комитета развития транспортной индустрии Санкт-Петербурга Михаил Самборский решился. Он стал рассказывать о сложностях переходного периода. Что «Метрострой» остался должен городу 1,4 млрд и еще претензий накопилось на 750 млн. Что имущество возможно реализовать примерно на 42 млн руб-лей. Что конкурсный управляющий делает все возможное, чтобы снизить кредитную массу «Метростроя». Но на главный вопрос, когда же люди получат свои кровные, чиновник так и не ответил.

«Похоже, денег-то нам не видать, — решили рабочие после беседы с Самборским. — И что теперь? Пройдет еще три года, и нам будут говорить: ну еще немножко потерпите. Но мы больше ждать не можем. Приходится придавать огласке нашу проблему. Пусть власти и народ помнят, что мы — коллектив, основа метростроения Санкт-Петербурга, без нас метро само себя не построит. Мы нужны городу. Но без денег мы жить не можем!» — решили рабочие и направились в приемную городского правительства. Всех не пустили, но несколько человек прошли, чтобы оставить заявление о встрече теперь уже с вице-губернатором Максимом Соколовым и требованием об урегулировании проблемы.

К вечеру стало известно, что в Смольном решают, как погасить долги перед метростроевцами. Власти разработали дорожную карту, где описан механизм и сроки выплат. Первые транши пройдут в декабре, вторая часть выплат будет произведена в первом квартале 2022 года. «Мы прикладываем все возможные усилия, расписываем каждый шаг по дням, чтобы иметь возможность до конца текущего года осуществить платежи, — цитирую сообщение пресс-службы председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрея Левакина. Вице-губернатор Максим Соколов дополнил, что для ликвидации оставшейся части задолженности перед сотрудниками ОАО «Метрострой» рассматривается сразу несколько вариантов. Но выразился довольно туманно: «Мы исходим из реалистичного ориентировочного срока запуска цепочки платежей — в конце следующего месяца».

Остается надеяться, что в этот раз их не обманут. Что эта недобрая традиция требовать зарплату у парадного подъезда Смольного не будет продолжена.

P.S. В 2024 году в Петербурге планируется построить три станции метро: «Казаковская», «Путиловская» и «Горный институт». Да, сами себя они точно не построят.