ВАЛДИС ПЕЛЬШ: ЗРИТЕЛИ НЕ ЛЮБЯТ ТЕХ, КТО СХОДИТ С ДИСТАНЦИИ

Валдис Пельш по праву считается одним из самых веселых и заводных людей на телевидении. Не случайно в 1998-м именно он первым из российских телеведущих попал в Книгу рекордов Гиннесса: тогда число телезрителей, смотревших программу "Угадай мелодию", составило сумасшедшую цифру - 132 миллиона человек. В настоящее время Валдис ведет на Первом канале программы "Русская рулетка" и "Властелин вкуса". Однако шоуменствуя в эфире, за кадром он занимается серьезной административной работой: возглавляет дирекцию игровых и детских программ Первого канала. В свободное же от работы время Валдис выступает вместе с группой "Несчастный случай", занимается парашютным спортом и дайвингом.

- Валдис, подозреваю, что многим телезрителям, привыкшим к Пельшу из "Рулетки" или "Мелодии", очень непросто представить вас в кресле администратора. Расскажите, в чем заключается ваша работа и что удалось свершить на этом ответственном посту?
- Наша дирекция оказывает поддержку существующим и запускающимся программам. Если это еще не готовая программа, а лишь идея, то адаптируем ее к условиям нашего канала. Из программ, которые вышли в период моего директорства, я бы выделил "Последнего героя-2", готовящееся к выходу в ближайшее время реалти-шоу "Заклятый друг", а также ряд детских программ.
- Кстати, о детском вещании. Этой весной ваш канал в числе других получил предупреждение от Минпечати по поводу недостаточного объема детского вещания...
- В самом скором времени ежедневное детское вещание на канале увеличится. Хотя, на мой взгляд, предупреждениями ситуацию вряд ли удастся кардинально изменить. Поскольку реклама в детских программах запрещена, детское вещание изначально убыточно. Решение проблемы, как мне кажется, не в строгих министерских окриках, а в создании совместными усилиями различных телекомпаний специального детского канала. Любой ребенок, находясь у телевизора, сумеет найти на этом канале программу, которая будет ему интересна, ориентирована на его возраст.
- Относительно недавно на Первом канале стартовал "Властелин вкуса". Общеизвестно, что вы - завзятый кулинар, единственный, кто трижды был приглашен к Макаревичу в "Смак". Скажите, любовь к готовке - это семейная традиция?
- Нет, эта любовь во мне дремала, пока я не познакомился с Макаревичем. Когда начинаешь общаться с человеком, который так восхитительно готовит, волей-неволей проникаешься страстью к кулинарии.
- Что вам, как ведущему, интересно в программе "Властелин вкуса"?
- Прежде всего то, что формат нового шоу для меня непривычен. Здесь ведущий является не стержнем программы, как в других играх, а если угодно - церемониймейстером. Главные персонажи тут - сами повара и семьи, где любят готовить.
- Говорят, по условиям лицензии в течение съемочного дня вы не должны прикасаться к пище. Это правда?
- Более того, я не ем целые сутки - у ведущего должен быть голодный блеск в глазах. К этому я отношусь философски, внушая себе: просто эта еда - не для тебя.
- Вас, выпускника философского факультета МГУ, не смущает, что интеллектуальный уровень этой программы не слишком высок?
- У каждой программы - свои задачи, "Властелин вкуса" рассчитан на семейный утренний просмотр. Проснувшись воскресным утром, люди сначала смотрят "Непутевые заметки" - популярную программу о путешествиях. Затем вместе с программой "Пока все дома" они оказываются в гостях у звезды. И после этого, как раз ко времени воскресного завтрака, Первый канал предлагает динамичное семейное шоу о кулинарии. Так что программа мне кажется вполне адекватной своей цели и положению в сетке.
- Другая телеигра, которую вы ведете, - "Русская рулетка", по сравнению с "Властелином", неизмеримо жестче. Как вам удается переключаться с одного амплуа на другое?
- Мне интересно делать разные передачи. Во мне нет ориентации только на добродушное или, наоборот, агрессивное шоу. Правила "Русской рулетки" кажутся мне интересными. Я не видел ни одного игрока, даже из выбывших на первых турах, которые бы затем пожалели, что приняли участие в этой игре. В финале - да, я соблазняю игрока: "Вы хотите уйти сейчас, забрав только 120 тысяч? Конечно, это ваше право, но ведь вас ждет миллион... ". Я делаю это не потому, что мне нравится искушать человека и хохотать после того, как искушение погубило его. Таковы законы телевидения: зрителям интересно, чтобы игрок, такой же простой человек, как они, пошел до конца и сорвал банк.
- Вы считаете приемлемым, что главную роль в подобных проектах играют не интеллект и знания, а случайность и даже способность подличать?
- Таковы условия игры. Если вы играете в жмурки, конечно, можно тихо перемещаться по комнате, но это не так интересно, как дразнить водящего, хлопать ладонями перед его носом, манить и в последний момент исчезать. Стиль нашей игры - жесткая конкуренция. Таково веяние времени - чтобы зацепить зрителя, необходимы все более сильные эффекты. Например, в "Факторе страха" (НТВ) практически до предела доведены психологические и физические нагрузки. Хотя, если через какое-то время будет придуман новый прием - абсолютно гуманный, добрый, который сможет заинтересовать телезрителей, я с радостью стану его использовать.
- Ощущаете ли вы, что сейчас не так знамениты, как во времена "Угадайки"?
- Ощущаю и считаю, что все идет так, как положено. Нельзя дважды открыть одну и ту же звезду. Когда телезритель встречает новое имя, то поначалу все, с этим именем связанное, кажется ему, как потребителю телевизионного продукта, свежим и оригинальным. Но дальше наступает момент привыкания, звезда занимает какую-то определенную нишу, у нее сохраняется круг поклонников, однако первоначальный всеобщий восторг неизбежно проходит.
- И как вам живется с осознанием бренности славы?
- А что, по-вашему, это для меня должно быть камешком в ботинке, как говорят итальянцы? Для меня нет никакой проблемы в том, что на данном этапе интерес ко мне гораздо меньше, чем, допустим, к Максиму Галкину. Такова ситуация на сегодняшний день, но затем появятся новые личности, интерес к которым будет уже больший, чем к Максиму, и так далее.
- Говорят, каждому творческому человеку в юности надо обязательно пережить несчастную любовь?
- Я так не считаю. Конечно, у меня, как, наверное, и у любого человека, были свои любовные страдания и разочарования, но сказать, что они меня сформировали, "перепахали", я не могу.
- А в вашей жизни была безответная любовь?
- Я не распространяюсь о своей личной жизни, считая ее интересной только мне и очень близким людям.
- Что для вас в женщине главное - внешняя красота или нежная душа?
- Женщина - не кусок мяса, который вы выбираете на рынке по определенным признакам. Она либо нравится и между вами проскакивает "искра", либо не нравится, и "искра" не проскакивает. А почему и как это происходит - один Бог ведает. Когда мне попадается "откровение" какой-нибудь звезды - особенно этим грешат прекрасные дамы - насчет того, каким она представляет свой идеал, ничего, кроме хохота, это не вызывает.
- Можете ли вы в нескольких словах сформулировать свое жизненное кредо?
- Не могу. Для этого нужно, чтобы таковое кредо было, и, более того, нужно ему следовать. Я же совершаю слишком много нелогичных поступков.
- Были в вашей жизни неприятные эпизоды, о которых до сих пор вспоминаете с содроганием?
- Как-то, прыгнув с парашютом, я чуть не угодил в колодец. Я летел точно в него. Ужас колотил - что делать, как спасаться? Уже приготовился ноги ломать. Видимо, с перепугу совсем забыл, что у меня управляемый парашют. Вспомнил об этом в последнюю минуту - метров за тридцать от земли. Еле-еле успел увернуться. Сейчас, конечно, смеюсь над самим собой, а тогда страшно было.
Может быть, то, что Валдис появился на свет в год Козы - в 1967-м, и настроило его на философский лад? Иначе зачем ему было поступать на философский факультет МГУ?