Ударим ремонтом по юбилею

10 февраля - день памяти А.С. Пушкина. Накануне наш корреспондент отправился на Мойку...

«Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать», — писал Пушкин жене из Москвы в Петербург 18 мая 1836 года, за девять месяцев до своей кончины. Сегодня гибель грозит мемориальному музею-квартире на Мойке, 12, где поэт провел последние, самые драматичные месяцы жизни.

Пушкин был и остается на острие борьбы добра со злом. Красота — это линия фронта, именно здесь противостоят созидатели и разрушители. Почему Татьяна отказала Онегину? Ведь счастье было так близко. Почему Пушкин довел дело до дуэли, ведь ее не хотели, боялись Геккерны. Мог бы вообще плюнуть на это дело. Но тогда он не был бы Пушкиным. Он имел мужество жить, писать и умереть так, как считал нужным. Нам остается повторять вслед за Борисом Чичибабиным: «Какое счастье, что у нас был Пушкин. У всей России и у нас с тобой».

Похороны Пушкина, о которых было запрещено давать извещения в газетах, стали актом национального единения: 50 тысяч петербуржцев побывали в те дни и ночи на Мойке, 12. Каждый пятый житель города на Неве! По свидетельству современников, «в течение трех дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились толпою вокруг его гроба». Что можно с этим сравнить? Похороны Высоцкого?

Кто травил Пушкина в последние годы жизни? Свой брат, литератор. Евгений Баратынский об «Онегине»: «Форма принадлежит Байрону, тон тоже. Онегин развит не глубоко. Татьяна не имеет особенности. Ленский ничтожен». Еще раньше от «Онегина» отрекся Николай Языков. Их обоих, Баратынского и Языкова, Пушкин обессмертил в своем романе: «Певец пиров и грусти томной...» — это о Баратынском. А вот еще: «Так ты, Языков вдохновенный...»

Рецензируя книгу поэта, где были помещены «Разговор книгопродавца с поэтом», сказки «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне» и «О золотом петушке», «Песни западных славян» и другие произведения, Белинский заявляет как о чем-то бесспорном: «Конечно, в ней виден закат таланта». В августе 1836 года, говоря о втором томе «Современника», он смягчает приговор Пушкину — «неудачному журналисту», писавшему "превосходные стихи«.«В нашей литературе настает кризис: это видно уже по упадку Пушкина. На него не только проходит мода, но он уже явно упадает талантом», — отзывался добрый знакомый Пушкина Николай Мельгунов после выхода восьмой главы «Евгения Онегина»...

Анна Ахматова подметила, что начиная с «Полтавы» (1829) Пушкин не прочел в печати ни одного похвального слова о себе. Зато, конечно, видел газетные вирши по выходе «Бориса Годунова»: «И Пушкин стал нам скучен, и Пушкин надоел, и стих его не звучен, и гений охладел».

...Но вернемся на Мойку, 12. Сюда семья поэта переезжает в начале сентября 1836 года. Стоимость аренды — 4300 рублей в год. Снова денежные хлопоты, поиски новых займов: Когда-то во Всероссийском музее А.С. Пушкина (ВМП), в его мемориальной квартире замечательно рассказывали о нарастающем ходе этой трагедии. Доходя до кабинета, в котором остановилась жизнь поэта, посетители с трудом сдерживали слезы. Но в последние годы тут не до слез. Тут кипит работа по ремонту вполне крепких зданий и замене выдающихся экспозиций, созданных великими музейщиками прошлых лет. На что замена и зачем?

Мемориальная квартира Некрасова на Литейном (филиал ВМП), открытая в 1946 году, создана В.Е. Евгеньевым-Максимовым в блокаду! Сегодня на официальном сайте музея его имя даже вскользь не упомянуто. Да что там создатели и хранители! Автор новой экспозиции замдиректора ВМП Татьяна Вергун нетвердо помнит, как зовут самого Некрасова. Перед телекамерами путается, называя его то Николаем Васильевичем, то Николаем Александровичем — «великим питерским поэтом». Авторов «Современника» госпожа Вергун по-свойски кличет «ребятами». И правда, кто будет утверждать, что Толстой, Чернышевский, Добролюбов, Тургенев — девочки?

Цель новой экспозиции, по словам автора, — «сделать из Некрасова человека». Под этим, видимо, понимаются сплетни из прошлого. Высокое в жизни поэта переводится в бытовой язык. Это не просвещение, это профанация, клюква. Невежество рулит. И почему-то все это устраивает куратора — Министерство культуры РФ. Администрация музея неустанно благодарит чиновников за деньги, которые они не скупясь отпускают на эти ремонты.

Очередной юбилей Пушкина решили праздновать в 2024 году (уже на пятилетки перешли?). Сразу вспоминается рассказ Михаила Зощенко «В пушкинские дни». Там начальник ЖЭКа рассуждает: «Вот я и говорю: Пушкин. Столетняя дата. А там, глядишь, вскоре ударят и другие славные юбилеи. Тургенев, Лермонтов, Толстой, Майков и так далее: И пойдет чесать». Озвучены планы, связанные с грядущим 225-летием со дня рождения Пушкина, — из них следует, что торжества охватят всю Россию.

— Мы, конечно, будем принимать самое активное участие, — утверждает госпожа Вергун. — Одна из наших задач — реставрация деревянной дачи Китаевой. Она важна и как мемориальная, связанная с жизнью Пушкина и Натальи Николаевны, и как пример стиля жизни петербуржцев первой трети XIX века, которые предпочитали проводить лето за городом. Уникальный пример не только пушкинской дачи, где он провел месяцы с молодой женой, но и пример стиля дачной жизни...

Все поняли, какая опасность нависла над нашими любимыми музеями? А в Министерстве культуры ее в упор не видят. Меж тем ремонту и реэкспозиции обещают подвергнуть и пушкинский Лицей.

Прямая речь

Мария Тачкова, председатель профкома Всероссийского музея А.С. Пушкина, экскурсовод-лектор

— Каждый музей в составе ВМП был создан именно подвигом, по-другому это не назовешь. И основная экспозиция, и литературная «Жизнь и творчество Пушкина» на двух верхних этажах на Мойке, 12, которую сейчас разобрали. Там в 17 залах на подлинных экспонатах были представлены и Пушкин, и его эпоха. Ее закрыли в марте 2020 года в связи с карантином, и до сих пор она не открыта. Сказали, что якобы там будут менять подлинные гравюры, литографии на копии. Такие замены — это же вопрос научный, дискуссионный. Нужно понимать, куда и зачем перемещать подлинники. В нашем музее вдруг все экспозиции стали менять на копии.

К 350-летию Петра I обещали открыть публике несколько залов, из 17 открыли три, правда, сейчас они опять закрыты. Все наши сотрудники с тревогой думают, что следующим этапом госпожа Вергун начнет создавать экспозицию именно там. Ничего толком не зная о Пушкине и об эпохе.

На втором и третьем этажах Мойки, 12 были прекрасные, научно обоснованные экспозиции. Когда они создавались, все работали по тематико-экспозиционным планам, каждый сотрудник отвечал за свои залы, было даже творческое соперничество, горение. Люди реализовывали свои знания и таланты, а потом это все обсуждалось и решалось на общих конференциях. Сейчас экспозиция разобрана, а мы узнаем об этом почти случайно. Должность научных сотрудников в музее упразднена. Сотрудники разбегаются, атмосфера в музее страшно далека от творческой. Здесь когда-то трудились великие люди, которые его создавали. Поэтому мы еще остаемся на местах, не бросаем работу, пытаемся докричаться до тех, кто нас услышит и сможет остановить разорение одного из лучших литературных музеев страны.