Из Янтарного края до Большой земли добраться непросто

Калининграду грозит оказаться за железным занавесом?

В связи с событиями на Украине и вокруг нее самый западный регион России может оказаться за пресловутым железным занавесом.

Напомним, в отрыве от «материка» Калининградская область пребывает с 1991 года, после распада СССР. С тех пор калининградцы живут так: тут на пути Польша, там — Литва, а между ними и вовсе раскинулось море широко.

Эксклавное положение и раньше создавало для калининградского «острова» множество специфических проблем. Не просто так область называют особым регионом. А теперь Янтарный край в еще более интересном положении.

Оно посложнее того, что было в 2020 году, когда началась пандемия. Тогда еврососеди пропускали через себя лишь грузоперевозки — пассажирского сообщения по суше с «большой» Россией не было. И по воде пассажирам никак: между калининградским Балтийском и ленинградской Усть-Лугой ходили только два грузовых парома. Для обычных граждан имелись лишь редкие самолеты до Москвы и Санкт-Петербурга. Но это, получается, еще были цветочки.

А что теперь? Уже месяц лихорадит основное направление грузоперевозок — через Литву. На литовско-белорусской границе вдруг выросли огромные очереди из фур. Калининградское бизнес-сообщество даже пожаловалось премьер-министру Михаилу Мишустину, но чем он может помочь в такой ситуации? А упомянутые паромы в качестве перевозчиков фур не очень-то устраивают их владельцев. Уже хотя бы потому, что на каждом пароме всего 12 пассажирских мест. То есть водителям автопоездов надо добираться отдельно. Либо в Усть-Луге фуру должен ждать другой шофер.

Тем временем в Польше уже пошли разговоры о полном закрытии границы с Янтарным краем. Останавливает, похоже, лишь то, что на территории нашей области находятся граждане этой страны. А Литва, видимо, не прочь полностью перекрыть калининградский транзит. Но такое решение все-таки прерогатива Европейского союза.

Меж тем первый шаг на пути к блокированию «западного форпоста» России уже сделан. Воздушное пространство ЕС закрылось для российских самолетов. Как следствие, теперь они следуют в Калининград и обратно кружной дорогой — над морем. В связи с чем время полета до Питера увеличилось на полчаса, до столицы — на час. По логике, подорожают и билеты. Правда, чиновники пока обещают компенсировать расходы авиакомпаниям. Но что делать с тем, что немало самолетов в лизинге. И сейчас зарубежные хозяева в рамках санкций «за Украину» уже требуют вернуть им все воздушные суда:

Местные власти, разумеется, успокаивают население: не переживайте, все будет хорошо. В частности, на днях должен заработать третий паром. А в перспективе — появление еще как минимум одного. Паромы — это, конечно, хорошо. Но если что, одними паромами сыт не будешь, тревожатся калининградцы.