ТОСТ В ЧЕСТЬ ДОРОГОГО ОЛИГАРХА

Хотелось бы выделить два заметных и разноплановых события прошлой недели. Во-первых, революционные перемены в налоговом обложении малого бизнеса - самого массового: многие в нем заняты, а его плодами пользуются фактически все.Во-вторых, состоявшийся конкурс на право вещания на шестом телевизионном метровом канале...

Итак, как помнится, говорилось в школьных задачках, дано: два важных общественных события. Спрашивается: как они должны быть отражены на телеэкранах? Правильный ответ: во всей полноте, в обсуждении важнейших аспектов, в несходстве оценок - чтобы, кроме исчерпывающих сообщений о самих фактах, зритель мог бы понять, что они значат для общества и лично для него, как они выглядят в контексте других событий.
На примере этих тем нетрудно проследить приемы телевизионной трактовки - от информации к ее осмыслению. Причем следует учесть, что намерение решительно изменить положение малого бизнеса озвучил сам президент страны, а конкурс на шестую кнопку - сами телевизионщики. Тем не менее освещение важных сюжетов вряд ли можно признать удовлетворительным.
Прежде всего в обоих случаях мы не увидели в эфире того, что можно было бы назвать предысторией вопроса. На крупных телеканалах обычно имеется видеодосье по общественно важным, протяженным во времени проблемам. При хорошо налаженном телевизионном хозяйстве достаточно одного нажатия клавиши на компьютере, чтобы появились кадры, снятые и год, и два, и десять лет назад.
Но то ли наши телеканалы работу по пополнению своего видеоархива провели, как говорится, спустя рукава, то ли сочли прошлое не очень нужным для понимания нынешней ситуации, но факт остается фактом: в течение недели нам ничего толком не объяснили. На экранах, как всегда, мелькал один и тот же набор кадров, в основном курьезных. Вроде депутатских потасовок в Думе, когда парламентарии то боксируют друг с другом, то таскают за волосы представительниц прекрасного пола.
Может показаться странным, но задолго объявленный срок конкурса на шестую телевизионную частоту не побудил ни один телеканал пригласить к себе кого-либо из соперничающих команд, разузнать об их творческой программе, задать интересующие зрителей вопросы. На ТВ этому предпочли разного рода слухи и сплетни, которые ходили вокруг тринадцати конкурирующих групп. В итоге в русле сомнительных "фактов" многим зрителям победа "Медиа-социума" могла показаться исключительно результатом интриг в коридорах власти.
Когда наконец состоялось решение конкурсной комиссии, большинству телевизионщиков было затруднительно что-то сказать по существу. На разных каналах опять же гоняли одни и те же кадры, снятые возле подъезда Минпечати или в коридорах этого ведомства. Повторяли случайные, брошенные мимоходом реплики, показывали сидящих за столом с непроницаемыми лицами членов комиссии. Никто, даже профессионалы-критики, так и не узнали о сути представленных на конкурс концепций.
Фактически лишь Владимир Познер, сам, кстати, один из членов комиссии, решавшей судьбу шестой кнопки, в воскресных "Временах" подробно проанализировал обе названные темы. Сделал это в излюбленной своей манере: пригласил в студию главных участников произошедших событий и точно поставленными вопросами, перемежая их умело подобранными цитатами - высказываниями политиков, подтолкнул своих гостей к важным выводам.
Любопытным получился спор вице-премьера Алексея Кудрина с депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой. Первый источал по поводу налоговых перемен оптимизм, вторая же уверяла, что положение мало в чем изменится, упрекала правительство даже в отступлениях от достигнутых прежде рубежей. Политкорректному Познеру важнее всего было выявить противоположные позиции, а не победителя в этом споре.
Неожиданным образом тактика ведущего стала ключевой в следующей части программы, когда в студию пришли министр печати Михаил Лесин, участники конкурса на шестой канал, представители победившего "Медиа-социума" Евгений Примаков и Евгений Киселев. Познер все допытывался, как эти двое смогут ужиться вместе, вещая на одной кнопке, а те уверяли, что сумеют найти общий язык.
Но как только от дипломатических заявлений гости студии переходили к обсуждению конкретных тем будущих передач нового канала, разногласия становились очевидными. Маститый политик Примаков вдруг упрекнул Познера, что тот во время прошлого сюжета не встал решительно на сторону Дмитриевой и тем самым как бы позволил правительству утопить в общих словах важнейшую хозяйственную реформу, призвал ТВ бороться за воплощение президентских планов в жизнь.
Тут-то и выяснилось, что ни Познер, ни Киселев бороться за что-либо не хотят - с их точки зрения, это не является задачей эфира. Кроме того, они резко высказались против идеи внутренней цензуры, самоограничения журналиста. Даже примиряющая формула "социальной ответственности", предложенная Лесиным, их не устроила. Киселев свои отношения с руководством будущего канала моделировал по той схеме, которая складывалась у него с Гусинским, а затем с Березовским. И с нескрываемой гордостью сообщил, что за восемь месяцев работы на ТВ-6 лишь однажды он услышал от босса просьбу, касающуюся содержания передач: олигарх выразил пожелание, чтобы на канале показали документальную грузинскую ленту, посвященную... виноделию.
Воспоминания Киселева звучали как тост. Стало ясно, что легкие отношения с руководством "Медиа-социума" у него вряд ли получатся. Впрочем, посмотрим - увидим.