СЕКРЕТНЫЙ ХУДОЖНИК ГОЗНАКА

Имя мастера было известно лишь узкому кругу посвященных, однако его произведения мечтал заполучить каждый советский гражданин - и как можно в большем количестве. Ничего удивительного, ведь Иван Дубасов, много лет проработавший главным художником на фабрике Гознак, создал эскизы почти всех советских бумажных денег. А кроме того, он - один из авторов герба СССР.

ГЕРБ НАРИСОВАТЬ НЕ УСПЕЛИ
Работа "государственного художника" была сугубо засекреченной. Между тем при исполнении столь важных заказов возникали неожиданные, порой анекдотичные ситуации. О них рассказал автору этих строк сын Ивана Ивановича Александр Дубасов.
В 1923 году в Стране Советов случился конфуз: уже была готова Конституция СССР, но в ней отсутствовал один из важнейших разделов - описание герба. Этот государственный символ попросту не успели создать.
Результаты объявленного незадолго до того конкурса оказались неудачными. Из всех вариантов комиссия ЦИК с одобрением отнеслась лишь к одному, который представил художник В. Корзун. Но и этот эскиз нуждался в серьезной доработке. Главным недостатком корзуновского герба посчитали то, что надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" была сделана лишь на русском языке, а требовалось ее изобразить на языках всех союзных республик.
Срочное "усовершенствование" герба ЦИК поручил Гознаку, а там решили доверить ответственную работу молодому художнику Дубасову. Опекал его заведующий художественно-репродукционным отделом В. Адрианов, подсказавший в свое время Корзуну идею вставить в герб изображение земного шара. Теперь он передал Ивану Ивановичу специально сделанную фотографию глобуса, на которой собственноручно провел тушью линии параллелей и меридианов.
- Интересен ракурс, который выбрали по указанию Адрианова, - улыбается Александр Дубасов. - Глобус был сфотографирован так, что Россия оказалась отодвинута несколько вбок, зато по центру "картинки" проходят юго-восточная часть Европы. Отец под большим секретом поделился со мной подозрениями, что такое изображение глобуса, мол, символизирует пресловутую идею "перманентной мировой революции", которую проповедовал Троцкий.
Не сразу прижились на новом гербе "растительные элементы". Иван Иванович отказался от предложенной Корзуном виноградной лозы, нарисовав вместо нее по обеим сторонам герба снопы колосьев. "Это пшеница или рожь?" - спросили художника. "Это обобщенный символ злаковых культур, характерных для сельского хозяйства России!" - не растерялся он. На том и порешили...
Зато с девизом про "пролетариев всех стран" на нескольких языках никак не получалось. Задачу усложнило и еще одно дополнительное условие: компоновка герба не должна сильно изменяться при возможном увеличении количества республик, которые еще войдут в СССР.
Решить проблему Ивану Ивановичу помогла оригинальная идея: а что, если на гербе ленту с надписями закрутить вокруг колосьев наподобие обмоток, которыми в годы войны красноармейцы обертывали ноги?
Удобство компоновки, придуманной Дубасовым, подтвердилось позднее, когда число союзных республик выросло с 6 до 11, а потом и до 15. Соответственно увеличилось и количество оборотов лент на гербе.
"КАТЕНЬКА" И "ПЕТЕНЬКА"
Секретный художник с Гознака создал эскизы для множества почтовых марок, придумывал, как будут выглядеть главные награды страны: Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина... Но "денежный вопрос" все-таки стал одним из важнейших в жизни Ивана Дубасова.
- В рабочем столе у отца лежали в качестве образцов "катенька" и "петенька": царские сторублевка и пятисотенная с изображением Екатерины II и Петра I, - вспоминает Александр Дубасов. - Он хотел сохранить художественный стиль русских денег: фактуру рисунка, оформление вензелей и розеток на банкнотах... Стремился соблюдать и традицию, касающуюся цвета купюр различного достоинства. Скажем, издавна повелось, что рубли у нас печатались в желто-коричневой гамме, "пятерки" - в сине-голубых тонах, "червонцы" - в красно-оранжевых...
Деньги - вещь сугубо политическая, а потому каждый готовый образец обязательно рассматривала комиссия на самом "верху". И не всегда высказывала одобрение.
Нелегко далась Дубасову серия казначейских билетов образца 1938 года. Хотя с рублем все обошлось благополучно. В соответствии с полученным заданием Иван Иванович изобразил на этой купюре "передового представителя рабочего класса". В качестве такового выбрали шахтера-стахановца: эта профессия тогда была в числе самых почетных. Для пущей правдоподобности картинки Дубасов не поленился сходить на промышленную выставку и зарисовал демонстрировавшиеся там новые образцы отбойных молотков, шахтерских касок...
А вот трехрублевку велено было украсить изображением красноармейца. В этом солдате некоторые усматривали портретное сходство с самим автором. Возможно, Дубасов действительно решил сделать такой необычный автопортрет, хотя "идентификация личности" затруднительна: уж больно мал рисунок на купюре.
Но даже в таком миниатюрном изображении приемная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцам, кто-то из ее членов вдруг заявил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть наоборот! Подобный прокол вполне мог обернуться для художника арестом. Дубасова спасла предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, он получил справку из Наркомата обороны от экспертов в области военной экипировки, где говорилось, что внешний вид солдата на "трешке" соответствует всем нормам устава.
Еще более трагикомичная ситуация сложилась с 5-рублевой купюрой. Из Наркомфина поступило предложение: изобразить на ней молодую работницу. Сказано - сделано. Иван Иванович нарисовал на "пятерке" девушку в ситцевом платочке. Комиссия посмотрела и... возмутилась: "У вас получилась какая-то домработница! Давайте лучше вместо нее поместим здесь мать с детьми".
Что ж, Дубасов убрал "домработницу" и изобразил на купюре женщину с двумя ребятишками. Однако среди членов комиссии опять нашелся строгий оппонент: "Это же явно смахивает на мать-одиночку, идущую требовать алименты!" Мудрые начальники подумали-подумали и выдали новое решение: чтобы в сюжетах для денежных знаков "прослеживалась государственность", изобразить на пятирублевке парашютистку...
При обсуждении этого варианта госкомиссия вдруг спохватилась, что в СССР женщин-парашютисток пока еще совсем мало...
По четвертому заходу художник нарисовал уже не ее, а его - бравого парашютиста. Этот сюжет и стал окончательным.
ИД - ЗНАЧИТ ИВАН ДУБАСОВ
Самым популярным персонажем для изображения на советских деньгах стал Ленин. Иван Дубасов впервые увидел фото большевистского вождя еще до революции: в журнале "Искра" было напечатано объявление о розыске "немецкого шпиона Ульянова-Ленина" и помещены фотографии "государственного преступника" - анфас и профиль. Вот этот характерный ленинский профиль и запомнился Ивану Ивановичу. Позднее ему довелось создать целую серию портретов Ильича на купюрах.
- Когда готовилась реформа 1947 года, отцу пришлось много потрудиться, - продолжает Александр. - Он, конечно же, был осведомлен о предстоящем обмене денег, однако сохранял все в тайне, и принципиально не захотел воспользоваться своим служебным положением для спасения семейной казны. В итоге, как и у многих других, большая часть его сбережений при обмене обесценилась.
В 1959-м Дубасова вдруг срочно отозвали из отпуска, и он засел за выполнение важного правительственного задания - рисовал серию деноминированных купюр образца 1961 года. Часто работал в своей комнате до глубокой ночи. И все это время под окнами квартиры обязательно дежурил "товарищ в штатском".
Помимо наших рублей художнику довелось рисовать образцы банкнот для некоторых соцстран: болгарские левы, гэдээровские марки, китайские юани, монгольские тугрики... Но ни на одной из банкнот даже под микроскопом не найдешь автографа ее создателя. Такова уж доля "рисовальщика денег" - всегда оставаться анонимным.
Лишь на опытных образцах купюр рядом с условным номером "000000" по традиции впечатывали условное обозначение серии: "ИД" - Иван Дубасов.