УПРАЖНЕНИЕ НА КОЛЬЦАХ: ЧЕТВЕРТАЯ ПОПЫТКА

В этом году наконец-то начинается строительство долгожданного четвертого кольца - новой бессветофорной магистрали, призванной разгрузить столицу от пробок. Правда, точные сроки завершения грандиозной стройки неизвестны. По мнению экспертов, хорошо, если строители уложатся в 10 лет.

ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ НА НЕБЕСА
Длина будущего кольца - около 74 км. А чтобы узнать, как и где оно пройдет, давайте устроим виртуальное пока путешествие по новому маршруту (движемся против часовой стрелки). И начнем его с улицы Минской - она, как и пролегающие далее Ломоносовский и Нахимовский проспекты, является частью будущего кольца. К сожалению, эти дороги не соответствуют высокому статусу будущей магистрали. Но со временем их реконструируют, построят развязки и уберут светофоры.
Дальше мы выезжаем к развязке на пересечении Нахимовского проспекта с Варшавкой, Каширкой, Павелецким направлением железной дороги и с выходом на Коломенский проезд. Вот эта, кстати, недавно построенная, развязка как раз отвечает всем требованиям высококлассной магистрали, и ее уже сейчас по праву можно назвать участком четвертого кольца.
Насладившись быстрой ездой, попадаем в район Печатников - здесь, скорее всего, построят мост через Москву-реку. Затем кольцо устремляется к Волгоградскому проспекту. Внимание: именно отсюда - между Волгоградским проспектом и Открытым шоссе - начнется первая очередь его строительства. Сначала трассу соорудят между шоссе Энтузиастов и Щелковским шоссе (она пройдет по внешней стороне железнодорожных путей между улицей Уткина, Окружным проездом и Измайловским лесопарком). Жилых домов в этом районе нет, тем не менее в районе парка строители обнесут будущую дорогу шумозащитными экранами - этого потребовали экологи. Если не возникнет проблем, этот участок закончат в 2008 году.
А затем кольцо станут тянуть одновременно с двух сторон: от Щелковского шоссе к шоссе Открытому и от шоссе Энтузиастов к Волгоградскому проспекту. На пересечении с Волгоградкой построят аж четырехуровневую развязку! Первый уровень - это железная дорога, второй - сам проспект, третий - четвертое кольцо, а на четвертом уровне будут съезды с кольца.
В районе развязки с Волгоградкой рядом с кольцом окажутся два жилых дома по Люблинской улице: д. 7, корп. 1 и д. 9, корп. 1. Сносить их не собираются. Чтобы жильцы терпели как можно меньше неудобств, в квартирах, "смотрящих" на магистраль, установят стеклопакеты, а дорогу отгородят от домов шумозащитными экранами.
Между Рязанским проспектом и шоссе Энтузиастов - сплошная промзона. Кольцо здесь пойдет по эстакаде: если смотреть против часовой стрелки, оно пересечет Рязанский проспект, Горьковское направление железной дороги, малое железнодорожное кольцо, шоссе Фрезер, Рязанское направление "железки", шоссе Энтузиастов и только после этого опустится на землю. Ориентировочный срок строительства этого участка - 2010 год.
А ПАРК КУДА ДЕВАТЬ?
Приблизившись на юго-востоке к малому кольцу железной дороги, четвертое кольцо "расстанется" с ним нескоро: восточный, северо-восточный, северный и даже северо-западный его сектора также проходят вдоль железнодорожных путей (иными словами, трасса пройдет рядом со станциями метро "Шоссе Энтузиастов", "Измайловский парк", "Черкизовская", "Улица Подбельского", "Ботанический сад", "Владыкино", "Войковская"). Потом магистраль выходит к улице Народного ополчения и попадает в Нижние Мневники.
Кстати, сейчас как раз спорят о том, как лучше пройти участок в районе Филевского парка. Дело в том, что парк - это природная зона, которую нельзя трогать. А перед парком - русло Москвы-реки. Одни проектировщики считают, что над Москвой-рекой можно построить мост, который сразу же перейдет в тоннель под Филевским парком. Другие уверены, что построить такое сооружение технически невозможно. И предлагают плавно перевести мост в эстакаду на опорах, которую возведут по краю Филевского парка. А это тоже не слишком хорошо: тоннель-то природных красот не испортит, а вот эстакада - еще как.
Все кольцо будет иметь по 4 полосы движения в каждую сторону. Специалисты уверены, что делать его более широким нет никакого смысла. А вот на подъездах к развязкам расширения дорог будут. Как показала практика, если магистраль имеет 4 полосы, а при подходе к развязке, за 150-200 метров, сделать разгонную полосу, это гораздо эффективнее, чем если бы трасса на всем протяжении имела 5 полос движения. Почему? По пятой полосе машины движутся непрерывно, и водителю, чтобы встроиться в трассу или, наоборот, съехать с нее, приходится вклиниваться в общий поток. А разгонная полоса тем и хороша, что четко предназначена только для съездов-въездов.
ВЫНУТ ОКНА - ДОМ ЗАВАЛИТСЯ
А как относятся к новостройке москвичи? По идее, должны бы радоваться...
Чтобы оценить всю степень народного ликования, корреспондент "Труда-7" отправился в массы. Бабушки на Большой Черкизовской о затее московского правительства высказались весьма решительно:
- Э-э, милый... Да у нас тут и так не продохнешь, а дорогу эту воткнут - дышать и совсем будет нечем! Сам посуди: по Большой Черкизовской машины шлындают, бывает, что от метро до метро (имеются в виду станции "Черкизовская" и "Преображенская площадь". - Авт.) на троллейбусе по полчаса едешь. А построят, так вообще от машин спасу не будет. Живем здесь, как на бочке пороховой. Стадион под боком (стадион "Локомотив". - Авт.), сумасшедшие эти на футбол как идут, так нет покою. Рынок полоумный (известный своими масштабами "Черкизовский" рынок. - Авт.) - у нас здесь китайцев больше, чем в самом Китае. И еще не забудь про "железку" (малое кольцо железной дороги. - Авт.), день и ночь грохот стоит от товарняков. А ты говоришь, "новая дорога"...
Вообще мнения горожан, оседлавших "железного коня", и пешеходов резко различаются. Пешеходам, по большому счету, страдания автомобилистов "по барабану", а автовладельцы в свою очередь свысока смотрят на любителей пеших прогулок. Но в одном они солидарны - с городом надо что-то делать. Только вот всем хочется, чтобы нововведения произошли как по мановению волшебной палочки и по возможности - за одну ночь.
Жители двух домов по Люблинской улице (дом 7, корп. 1 и дом 9, корп. 1) наперебой уверяли меня в том, что про них власти просто забыли. Виктор и Лидия, чьим мнением я поинтересовался, сразу обозначили круг болезненных тем:
- У нас капитального ремонта в домах, сколько себя помним, никогда не было. Только в подвалах трубы меняли. А так стоят наши "хоромы" с деревянными перекрытиями и гниют себе. Полюбуйтесь вот, - кивают на свой дом. Любоваться, собственно, нечем: облупившаяся штукатурка, невзрачные, прямо скажем, окна.
- Вот вы говорите, что для защиты от шума четвертого кольца нам стеклопакеты поставят и стенку возведут. Одного боимся - начнут эти стеклопакеты ставить, так дом и завалится. Наши родители приехали сюда еще в начале 50-х, да так с тех пор и живем здесь, как в машине времени. В том смысле, что ничего с середины прошлого века не изменилось. Когда нас под расселение пустят, неизвестно. Шум вокруг, загазованность, дети здесь же играют. И вот сейчас воткнут эту магистраль! Хоть и со щитами от шума, да все одно - спокойной жизни не будет...
Вообще жители злосчастных домов все как один против строительства. Особенно их раздражает то обстоятельство, что никто их мнения не спрашивал.
- Мы, конечно, понимаем, что город должен развиваться, но для порядка должны были бы хоть у нас поинтересоваться. Например, у меня в квартире, как по окружной "железке" товарняк пройдет, так пол ходуном ходит. Что же будет, когда "колечко" пустят? Ведь никакие щиты - давайте смотреть правде в глаза - не спасут.
Автомобилисты, опрошенные мною на Люблинской улице, хоть и поддерживают идею стройки, но с осторожностью высказываются о проекте.
- Тут и так в час пик столпотворение (на пересечении Люблинской и Волгоградского проспекта. - Авт.), а стройка начнется - так в наши края вообще не проберешься. Знаем, плавали... Да и опоздали с этими стройками лет на 20. Если так будет расти количество машин, то никаких колец не хватит, ни четвертого, ни пятого.
Вот и выходит, что с благими намерениями московских властей жители вроде бы согласны, но терпеть временные неудобства не хотят. Да и сами власти если и не лукавят, то всей правды тоже явно не говорят. Скорее всего, на "колечко" смета предусмотрена немаленькая. Такая, что денег наверняка хватило бы спорные дома расселить, а не вставлять в хибары, которым сто лет в обед, стеклопакеты.