На улице зодчего Казакова возрожден уголок старой Москвы

Отреставрированная усадьба Деминых – пример сотрудничества частного владельца с Мосгорнаследием

28 апреля в Москве на улице, носящей имя зодчего Казакова, Департамент культурного наследия города (Мосгорнаследие) презентовал итоги реставрационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Городская усадьба Деминых, кон. XIX – нач. XX вв., архитекторы В.И.Веригин, Н.Д.Струков, Е.И.Опуховский».

Об истории дома по адресу: ул. Казакова, д. 23, стр. 1, стр. 4, а также о работах по реставрации фасадной части и интерьеров здания журналистам рассказали руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов, научный руководитель проекта реставрации, почетный реставратор города Москвы Елена Степанова и представитель собственника здания, управляющий партнер группы компаний RONIN Partners Андрей Гаек.

«В последние годы в Москве значительно возрос интерес частных инвесторов к реставрации объектов культурного наследия, – отметил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. – Из 155 зданий, на которых работали реставраторы в 2015 году, половина была отреставрирована за счет средств частных инвесторов. Городская усадьба Деминых – пример хорошо сохранившегося ансамбля, построенного в русле неоклассического направления на рубеже XIX-XX столетий. В главном доме сохранилось мастерское художественное оформление интерьеров. На основании высокой историко-культурной ценности, в 2012 году усадебные строения были приняты под государственную охрану. Учитывая, что ближайшее историческое окружение владения на сегодня практически утрачено, тем приятнее, что собственники этого объекта обеспечивают и сохранность памятника, и реставрационные работы».

Руководитель проекта реставрации Елена Степанова рассказала, что в главном доме и флигеле были проведены работы по консервации и реставрации фасадов с воссозданием утраченных элементов и первоначальной колерной гаммы. Истинный объем и сложность работ определились только после их начала, когда стало очевидно, что фасад находится в тяжелом состоянии из-за старения и разрушения металлических элементов каркаса. Сейчас целостность каркаса восстановлена, как и прежний облик самого фасада.

В главном здании усадьбы сохранились оригинальные исторические интерьеры. В ходе пресс-показа было продемонстрировано уникальное декоративное оформление вестибюля, в частности два живописных панно в полукруглых нишах над дверьми – десюдепортах. Авторство панно не установлено, но высокое качество живописи, навеянной мотивами искусства декаданса (в частности, картинами Виктора Борисова-Мусатова), позволяет предположить, что это работа одного из авторитетных мастеров рубежа XIX-XX веков.

Фрагмент интерьера домаФрагмент интерьера дома

В пространстве вокруг парадной лестницы сохранилось много подлинных элементов: колонны, барельефы на античные сюжеты, карнизы, розетки, живописные вставки.

На площадке между первым и вторым этажами расположено большое прямоугольное окно, которое имеет сохранившееся стекло конца XIX века с исторической огранкой контуров.

На втором этаже дома расположен парадный зал, в оформлении которого присутствует большое количество лепных элементов. По всему периметру комнаты проходит декоративный фриз с изображениями вазонов с растительными мотивами и цветочными гирляндами, в углах расположены овальные медальоны с изображением путти (младенцев с крылышками). Во многих комнатах сохранились оригинальные дверные конструкции. В одной из комнат парадной зоны первого этажа также сохранился мраморный угловой резной камин с подзеркальником и чугунной полкой.

Внутри особняка сохранилось богатое художественное убранство

Как заметил представитель собственника здания Андрей Гаек, в интерьерах реставрации как таковой не проводилось, они были лишь расчищены от закрасок советского времени.

«Это очень уютное, атмосферное место, уголок старой Москвы. Было бы неправильно использовать парадные помещения под офисы, поэтому мы регулярно устраиваем здесь выставки современных художников, создавая культурное пространство, куда открыт доступ публике», – отметил Андрей Гаек.

На глухих боковых брандмауэрных стенах, отделявших участок от соседних владений, теми же красками, что окрашены фасады главного дома и флигеля, ненавязчиво сделаны монументальные росписи, одна из которых воспроизводит фасад примыкавшего, ныне утраченного одноэтажного особняка, другая копирует архивный чертеж внутренности существующего здания. Это уникальный для Москвы пример монохромного граффити, деликатно встроенного в архитектурный контекст улицы и, более того, отчасти восстанавливающего ее исторический облик.

Научная реставрация фасадов двух основных строений участка, выходящих на улицу – главного дома (строение 1) и флигеля (строение 4) – была завершена в апреле 2016 года.

P.S.

Усадьба на Гороховой улице (прежнее название улицы Казакова) начала застраиваться в 1885 году бронницким купцом Иваном Никифоровичем Деминым, владельцем Товарищества Садковской мануфактуры, которому принадлежала также небольшая фабрика близ Яузы, на Салтыковской улице (сейчас это начало Бауманской улицы). Главное здание по красной линии Гороховой улицы – двухэтажное строение трапециевидной в плане формы с ризалитом парадной лестницы в центральной части северного дворового фасада и северо-западным объемом для черной лестницы – было построено в 1885 году по проекту архитектора В.И.Веригина.

В 1893 году рядом с главным домом по проекту архитектора Н.Д.Струкова был выстроен небольшой двухэтажный жилой флигель (современное строение №4). В глубине участка располагались деревянные хозяйственные строения.

Согласно сохранившемуся проекту фасада и поэтажным планам жилого флигеля 1893 года, главный фасад предполагалось оформить в стиле древнерусского зодчества – с резными пилястрами, тягами, карнизами, сдвоенным арочным окном и круглым слуховым окном. Однако предлагаемое оформление не было утверждено и заменено на более строгое.

В 1894 году архитектор Н.Д.Струков переделал фасад главного дома и спроектировал новый фасад флигеля, благодаря чему жилые постройки усадьбы Демина приобрели нынешний вид. Примерно в то же время были построены металлические въездные ворота с калиткой, расположенные между главным домом и флигелем. Оригинальные ворота не сохранились, существующие восстановлены по архивным изображениям.

В начале XX века хозяйка усадьбы, дочь И.Н.Демина Елена Ивановна Чикина произвела обновление зданий. По проекту архитектора Е.И. Опуховского к дворовому торцевому фасаду главного дома была сделана каменная двухэтажная жилая пристройка с подвалом и примыкающим полукруглым в плане лестничным объемом.

Судя по оценочным описям за 1900-1913 годы, владение было доходным, все жилые и хозяйственные помещения сдавались внаем.

В советский период здесь располагались различные учреждения.