«Дефект политики»: ректор ВШЭ объявил об обнищании среднего класса в РФ

Западные специалисты фиксируют вымирание среднего класса в России с 2018 года 

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов рассказал об обеднении среднего класса в России из-за пандемии коронавируса.

По словам экономиста, в течение последнего года государство поддерживало производство и беднейшие слои общества, но не поддерживало средний класс. В итоге многие представители последнего потеряли за это время источники существования и перешли не в «протосредний класс», а в настоящую бедность.

«Любые инновации потребления и инновации в экономике поддерживаются средним классом, то есть людьми, у которых есть возможность выбирать», - пояснял Кузьминов в интервью агентству РБК.

При этом ректор ВШЭ подчеркнул, что ключевым вызовом, с которым Россия должна сейчас справляться, является падение доходов населения. Но решить эту проблему «поддержкой самых слабых – просто нельзя». В целом сложившуюся ситуацию Кузьминов охарактеризовал как «дефект нашей политики».

Ранее, в июне 2018 года, американское агентство Bloomberg заявило о «вымирании среднего класса в России». Специалисты агентства проанализировали структуру банковских вкладов россиян и обратили внимание, что за первые три месяца число банковских счетов размером до 100 тысяч рублей сократилось на 10%, а количество вкладов на миллион рублей и более – примерно на столько же выросло. Аналитики пришли к выводу, что изменение структуры депозитов свидетельствует об утрате россиянами среднего достатка возможности делать накопления на черный день.

В октябре 2019 года Росстат сообщил, что 49,4% российских семей живут на краю нищеты, то есть их финансовые возможности ограничены покупкой продовольствия и одежды.

В апреле 2020 года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что пока рано говорить о вымирании среднего класса. По его словам, ситуация в отечественной экономике из-за пандемии действительно стала непростой, однако «говорить о том, какие классы сильнее всего пострадают от кризиса, пока вряд ли имеет смысл».