Главная Культура 13:13 04 Июня 2018 2506
Барочный фейерверк Макса Эммануэля Ценчича

Знаменитый контратенор блистательно завершил программу V фестиваля вокальной музыки «Опера априори»

Владимир Зисман
На бис певец неожиданно вышел в русской рубахе и спел Песню Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова

Концерт-монография из произведений итальянского композитора Никола Порпоры в исполнении выдающегося контратенора Макса Эммануэля Ценчича стал блистательным завершением V фестиваля вокальной музыки «Опера априори», по традиции прошедшего в первой половине этого года в Москве.

Программа, исполненная в зале имени Чайковского знаменитым гостем при участии московского оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина, была посвящена 250-летию кончины композитора и выходу компакт-диска Porpora, записанного Ценчичем.

Весь концерт с первой до последней ноты стал большим праздником, можно сказать, фейерверком, каскадом музыкальных чудес и мастерства, демонстрацией филигранных деталей, своего рода шоу в самом эстетской форме. При этом необходимо иметь в виду, что всё это заложено уже в самой музыке и в оперной эстетике итальянского композитора и педагога Никола Порпоры (1686-1768).

Итальянская опера-сериа (буквально – «серьезная опера») этой эпохи, особенно венецианской и неаполитанской школ (к последней принадлежал Никола Порпора), довела виртуозность вокальной техники практически до того уровня, когда она становится если не самоцелью, то по крайней мере существенным элементом оперного представления, одним из важнейших средств воздействия на публику. Понятие «оперная звезда» естественно для оперного искусства во все времена, но в ту эпоху сердца публики принадлежали певцам-кастратам, самые яркие и знаменитые из которых, такие как Фаринелли, Кафарелли, Уберти, были учениками Порпоры.

Собственно, этим я хочу подчеркнуть, что Никола Порпора как композитор досконально знал вокальную технологию, и вся его оперная музыка написана с учётом особенностей и возможностей вокала певцов-кастратов, степень виртуозности которых была близка к женскому вокалу.

Более того, сама музыка Порпоры идёт от понимания стиля и задач вокальной музыки как шоу, поэтому в ней заложены все те возможности, которые блистательно продемонстрировал Макс Эммануэль Ценчич.

Ценчич исполнил арии из семи опер Порпоры, часть этой музыки не исполнялась уже более двухсот пятидесяти лет, и была найдена в архивах самим певцом.

Практически сразу, в самом начале концерта, Ценчич показал две стороны своих возможностей и самой музыки – как бы нарочитую «барочную» мягкость звука в арии Агамемнона из «Ифигении в Авлиде», органичную и естественную при исполнении с барочным оркестром, и виртуозную технику в арии Тезея из «Ариадны на Наксосе», столь свойственную оперному стилю эпохи.

Эта музыка не предполагает углублённо-философского музицирования и восприятия, это не академическое искусство в нашем современном понимании, по крайней мере в первой половине XVIII века это было именно так, поэтому Ценчич, а вместе с ним и Musica Viva с наслаждением и улыбкой демонстрируют публике такие детали, к примеру, как музыкальные фразы в окончании арий, совершенно точно и однозначно рассчитанные автором на аплодисменты публики. Очень заметно, что технически вполне рациональные решения композитора очень чётко прочитываются и Ценчичем, и Рудиным и столь же внятно доносятся ими до публики.

При этом посыле, в какой-то мере «эстрадном», заметно очень аккуратное, сдержанное и как раз «академичное» отношение к самой технологии исполнительства. В первую очередь это безукоризненное интонирование даже в самых виртуозных ариях, это большая, логически выстроенная фраза – идыхание у Ценчича поставлено таким образом, что, когда он его берёт внутри фразы, это либо почти не заметно, либо не разрывает фразу, а работает на её развитие.

Во всём диапазоне меццо-сопрано ровный и по тембру, и по динамике голос Ценчича выходит на форте лишь в верхнем регистре, но это совершенно органично в ариях, написанных таким образом, что эмоциональные кульминации совпадают с выходами на верхние ноты. И, конечно же, восхищение вызывает не только практически инструментальная техника вокала, но и фантастическая филировка звука в конце фраз в медленных ариях, тем более что понятно, насколько это серьёзная задача для техники дыхания, его распределения.

Было бы неверно рассказывать о пении Макса Эммануэля Ценчича в отрыве от сопровождающего его оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина. Потому что, если, к примеру, говорить об очень аккуратном вибрато Ценчича, которое находится в той «размерности», которая не мешает филигранной барочной мелизматике, то здесь же необходимо заметить, что оркестр аккомпанирует звуком без вибрато в стилистике барочного инструментального музицирования, и это создаёт звучание, несколько непривычное для нас, но естественное для этой музыки.

Оркестр Musica Viva, равноценный партнёр Ценчича в этом концерте, заслуживает самых лучших слов. Само звучание оркестра, в который включены теорба, барочная гитара и клавесин, а также в двух ариях барочные гобои и трубы (для духовых инструментов Порпора практически не писал),тембрально обозначало эпоху. Цели абсолютной исторической аутентичности, вероятно, не ставились, но музыкальная аутентичность, безусловно, была достигнута. И оркестровый драматизм, активные акценты, крещендо, идеально совмещённые элементы современного и барочного мироощущения в арии Турно из оперы «Триумф Камиллы» заслуженно отдают оркестру свою половину славы.

В исполнении сольных произведений и аккомпанементов было заметно то взаимодействие групп и солистов, которое отличает настоящий живой камерный оркестр. Более того, вся стилистика барочного виртуозного вокала требует филигранного ритмического взаимодействия оркестра с солистом, и уровень этого взаимодействия вызывает уважение, граничащее с восторгом. Кроме того, оркестр звучал совершенно по-разному в сольных номерах и в аккомпанементах – если увертюры и симфонии звучали ярко и активно, с вибрацией, то аккомпанементы были исполнены более архаично, приглушённо и тембрально очень точно дополняли вокал Ценчича.

И, конечно же, ярким акцентом было исполнение Александром Рудиным Концерта для виолончели, струнных и bassocontinuo Н. Порпоры.

Виолончельный концерт прозвучал в той же стилистике праздничного музицирования, что и все остальные произведения – этои переклички сольной виолончели и виолончели в оркестре, это камерные эпизоды с барочной гитарой и клавесином, это, в конце концов, исполнение на виолончели, не опирающейся шпилем в пол, а зажатой ногами именно так, как это было в XVIII веке.

Это трио – Макс Эммануэль Ценчич, Александр Рудин с оркестром Musica Viva и Никола Порпора– устроило замечательный праздник в Москве, ставший ярким музыкальным событием.

90 лет назад родился блистательный комедийный актер Пьер Ришар

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мало кто знает, что его полное имя звучит куда солиднее — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Предки актера по линии отца принадлежали к старинному французскому аристократическому роду. Его дед был крупным предпринимателем....

Почему уволили народного артиста России дирижера Мурада Аннамамедова

Сергей Бирюков
Труд
Дирижирует Мурад Аннамамедов. Фото из личного альбома

Из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра уволен его лидер Мурад Аннамамедов. Что делать, дирижеры меняются, оркестры остаются, скажете вы? Ну а если это дирижер, который за 30 лет работы...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 12305
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Разговор с человеком, чья до предела насыщенная жизнь – путь к гармонии с природой

Сергей Бирюков
Труд
Познание природы – лейтмотив жизни Сергея Ястржембского. Фотографии предоставлены студией «Ястребфильм»

Знаменитый путешественник, охотник, кинодокументалист, писатель, а в прошлом не менее известный политик Сергей Ястржембский выпустил в издательстве «Бослен» книгу «Надежды выстрел». Ее главная мысль: цивилизованная охота...

Культура 01:10 / 30 Августа 2024 12073
Русский Дон Кихот

Жизнь и судьба Анатолия Солоницына

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Анатолий Солоницын в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Мосфильм. 1979. Фото: globallookpress.com

Выдающемуся актеру Анатолию Солоницыну 30 августа могло бы исполниться 90. Из них он прожил на свете всего 47 лет. Сыграл (такова уж в его случае магия цифр) 47 ролей. Многие из них вошли в золотой...

Из многочисленных анекдотов о «дорогом товарище» Брежневе именно этот процитирован в заголовке по двум причинам

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Игры» посвящен московской Олимпиаде 1980 года. Фото: imago sportfotodienst via www.imago-images.de, globallookpress.com

Сериал «Игры», о котором пойдет речь, как раз посвящен подготовке и проведению главного мирового спортивного события, состоявшегося в 1980-м в Москве. А престарелый генсек подан в нем столь карикатурно,...

Даже звезды становятся жертвой пресловутого квартирного вопроса. Свежий пример – история с недвижимостью Ларисы Долиной

Алекс Зверев
Труд
Добычей мошенников стала московская квартира певицы стоимостью 120 миллионов рублей с хвостиком. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Квартирный вопрос продолжает портить даже знаменитых россиян. В печальный список попала и Лариса Долина. История с продажей ее жилища может обернуться певице потерей денег и репутации. Телефонные мошенники имеются везде,...

Культура 00:17 / 16 Августа 2024 8974
EVA и грехи

Евгения Васильева взялась за «Мастера и Маргариту»

Дина Егорова
Труд
Евгения Васильева: почти автопортрет? Изображение из открытых источников

В Московском доме художника на Кузнецком Мосту открылась выставка скандально известной экс-чиновницы Минобороны Евгении Васильевой «Звук тишины». Вернисаж посвящен «всем женщинам, которые страдали от Любви»...

Культура 00:02 / 16 Августа 2024 8881
Календарь: 16 августа

55 лет назад не стало одного из любимейших советских артистов Марка Бернеса

Труд
Советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец Марк Наумович Бернес. Фото из открытых источников

1585 Скончался Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. 1896 В Клондайке открыто месторождение золота. Сюда устремились десятки тысяч золотоискателей, среди которых был и 21-летний Джек Лондон, будущий писатель. 1941 Издан приказ...

МТЮЗ начнет сезон со спектакля о наших современниках

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Супруги Хелимские на фоне картины «Мир Кристины» (Полина Одинцова и Илья Смирнов). Фото Елены Лапиной предоставлено литчастью МТЮЗа

После летнего антракта вновь открывают двери многие театры, в том числе и МТЮЗ. Скоро он покажет премьеру Петра Шерешевского «Медовый месяц в «Кукольном доме» — постановка вышла в конце июня,...

Культура 00:16 / 16 Августа 2024 8709
По следу древней воли

Новый взгляд на связи России с кочевым миром Великой степи

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото с сайта Государственного исторического музея

Исторический музей мастерски устраивает выставки, переносящие в далекое прошлое. Конечно, и недавние события ему подвластны, но произошедшее век-другой назад, как правило, окружено массой интереснейших документов и артефактов....

Культура 18:01 / 17 Августа 2024 7933
Восточный ветер

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Philippe Lissac/GODONG, globallookpress.com

До недавнего времени самым популярным у нас азиатским писателем считался Харуки Мураками. Его истории о герое-одиночке читались взахлеб. Привлекали привычные русскому человеку размышления о счастье и о невозможности...

Культура 20:01 / 17 Августа 2024 7932
Та еще Золушка

Именно ее привела в пример сваха всея Руси Роза Сябитова: она посоветовала ищущим женихов девушкам внимательнее читать сказки

Труд
Янина Жеймо в роли Золушки и Алексей Консовский (Принц) в легендарном фильме 1947 года. Фото: globallookpress.com

Роза Сябитова, бессменная ведущая шоу «Давай поженимся!», посоветовала девушкам, находящимся в поисках жениха, внимательнее читать сказки. И в качестве примера привела «Золушку», обратившись к своим...

Что общего между Васильевским островом и Аравийской пустыней?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото автора

Васильевский остров даже по питерским меркам — место особенное. Здешние жители никогда не спутают его с другими островами, для них пере-ехать жить на соседнюю Петроградскую сторону — все равно что эмигрировать....

По словам певицы, ей, а также ее родным угрожают убийством и причинением тяжкого вреда здоровью

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Известная российская певица Лариса Долина попросила взять ее под государственную защиту. Она заявила, что ей угрожают убийством. Как сообщает Telegram-канал «База», 68-летняя артистка написала заявление на имя начальника управления...

Завершены съемки еще одного проекта на тему создания в СССР атомной бомбы

Труд
Фото: Андрей Ладыгин/Russian Look, globallookpress.com

Действие восьмисерийной шпионской драмы «Берлинская жара» начнется летом 1943-го, когда советскому руководству станет известно об активизации работы немецких физиков по созданию ядерного оружия. Наш агент под прикрытием...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?