«Чисто российский лимузин» для шейхов

В Елабуге будут собирать машины Aurus Senat Sedan по 22 миллиона каждая. Сразу возникает вопрос: для кого такая роскошь?

Долгожданное событие: в Елабуге запустили серийное производство автомобилей Aurus Senat Sedan — первых, как сообщается в информационных лентах, «чисто российских лимузинов» класса люкс базовой стоимостью 18 млн рублей. Но сразу тут же оговорено: машины из первой партии будут представлены только в высоком исполнении и стоимость каждого достигнет уже 22 млн. Всего же производственная площадка рассчитана на выпуск 5 тысяч автомобилей в год. Естественно, сразу хочется спросить: для кого такая роскошь?

Вопрос не праздный: аналитическое агентство «Автостат» сообщает, что в минувшем, 2020 году в России было продано всего 1114 новых люксовых автомобилей. Из них 387 Mercedes-Benz Maybach S-Class, 299 Bentley, 199 Rolls-Royce, 139 Lamborghini, 52 Maserati, 29 Ferrari и 9 штук Aston Martin. Более половины (56%) покупок традиционно пришлись на Москву — 628 люксовых машин. Мало? Но не кивайте на пандемию коронавируса — мол, это его проделки, все эти карантины поумерили аппетиты богатых людей. Жалоб на аппетит нет — годом раньше россияне приобрели лишь немногим больше: 1312 суперкаров. И вообще, как утверждает «Автостат» (других достоверных источников у нас нет), по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось примерно 13 тысяч автомобилей класса люкс.

Если исходить из этой статистики, в Елабуге за сумасшедшие деньги российские власти соорудили абсолютно убыточное предприятие. Правда, автозавод для выпуска российского семейства Aurus более чем на треть принадлежит арабам — фонду Tawazun (Фонд обороны, безопасности и развития из Объединенных Арабских Эмиратов, владеет 36% Aurus). И, как говорит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, «мы в первую очередь должны провести омологацию для региона MENA — Ближний Восток и Северная Африка». То есть Елабуге придется сразу переквалифицироваться на выпуск лимузинов для шейхов. Однако и здесь, на этом золоченом рынке, особо не разгуляешься: при всей многодетности тамошних семей во всех арабских эмиратах нынче насчитывается всего 1,2 тысячи шейхов. И рассчитывать на то, что все они немедленно пересядут со своих Rolls-Royce и Maybach на «лимузины от Путина», закупив их в свои гаражи по несколько штук, пока не приходится. В Европе и Америке тоже моды на российского президента пока нету и в ближайшей перспективе не предвидится. А собственные лимузины экстра-класса теперь вот имеются.

То есть россиянам придется вообразить себя шейхами и рассчитывать на собственные силы и средства. Особенно средства — они обязательно должны быть именно собственные, а не казенные. Поскольку еще 1 января 2016 года для отечественных чиновников впервые был введен финансовый лимит на покупку автомобилей за счет бюджета: руководителям в ранге министра и замминистра — не дороже 2,5 млн руб-лей и мощностью не более 200 «лошадок», руководителям подразделений всевозможных ведомств — не дороже 1,5 млн. Ну и где эти лимиты? На то они и правила, чтобы в них были исключения.

Вот вам свежий пример. Три недели назад, 15 мая, Росгвардия объявила скромный тендер на закупку легкового автотранспорта: 144 легковых автомобиля по цене не более 580 тысяч рублей за штуку, 40 авто не дороже 997 тысяч и 60 транспортных средств — по 1,79 млн рублей. Получается, у главы Рос-гвардии Виктора Золотова имеется аж 60 заместителей — лишь им позволено ездить на автомобилях ценой выше 1,5 млн рублей. Или генерал Золотов разрешит каждому полковнику доплатить по 290 тысяч из собственного кармана?

В общем, подозреваю, что в ближайшее время нашему завистливому народу дадут вдоволь пошуметь на кухнях, поиграться в поиски коррупционеров среди чиновников и депутатов. Тут ведь все очень наглядно: катаешься на Aurus — значит, получил взятку в особо крупных размерах. Нельзя же поверить, что государевы люди будут нарушать закон, приобретая для себя на бюджетные 20-30 млн рублей лимузин «как у Путина». А с другой стороны, отказ от чисто российского авто класса люкс попахивает недостатком патриотизма, а это нынче уже похуже уголовщины будет...

Одно обидно: параллельно елабужскому роскошному Aurus, абсолютно недоступному среднему и даже в меру состоятельному россиянину, в Тольятти с 2019 года сооружается и все никак не соорудится компактный электромобиль Zetta с продажной ценой 400 тысяч рублей. А в Набережных Челнах происходят трудные роды его собрата «Кама-1», который чуть подороже. Но президентский Aurus министр Денис Мантуров самолично «из лейки поливал», а на Zetta не может найти денег для перевода из опытного образца в серийное производство. «Фонд развития промышленности, возможно, предоставит заем, но мы пока не нашли способа, как это сделать», — смущенно оправдывается глава Минпромторга.

Зато о лимузине для шейхов министр рассказывает мечтательно, как влюб-ленный о невесте: «Мы собираемся к 2024 году обновить единую модульную платформу. И здесь у нас несколько версий развития линейки, которые мы рассматриваем: полностью электрический, водородный или гибридный автомобиль. Проработаем все варианты и сделаем окончательный выбор в следующем году — как это происходило, когда мы разрабатывали сегодняшнюю версию, и совместно со всеми участниками проекта выстрадаем оптимальное решение...»

Вот такие они, новые русские страдания.

А в это время

Скромная автозаправочная станция в далеком Южно-Сахалинске прославилась на всю страну: там решили указывать цены на топливо не за 1 литр, как обычно, а за 710 мл. Подъезжаешь на АЗС — и глазам своим не веришь: цены на бензин и солярку резко скакнули вниз. Привалило счастье! Пока заправляешься, душа поет. А подошел в кассу расплачиваться, наступает отрезвление. Только тут выясняется, что 46,1 рубля с тебя взяли не за литр, а за бутылку, к тому же неполную. Если же вернуться к привычным измерениям, то выйдет без семи копеек 65 рублей за литр. Ну и что прикажете делать? На землю выливать топливо?

Естественно, в соцсетях накинулись на сахалинцев-выдумщиков: это же обман потребителей! А некоторые горячие головы в духе времени записали владельцев АЗС в террористы: дескать, это, по сути, призыв запасаться «коктейлями Молотова»... А хозяева отшучиваются: никакой это не обман, просто водителям надо быть повнимательнее, там же мелким шрифтом русским языком написано: 710 мл.

Кстати, тоже в духе времени: продают же в супермаркетах по шесть яиц в упаковке, а чем автозаправки хуже? А вы тут про «чисто русский лимузин»...