Деревьев вдоль «Тавриды» не будет. Зато салют обеспечен

Оказывается, лесополосы убивают дорожное полотно. Хотя деревья вдоль крымских дорог сажают уже двести лет

Насчет деревьев грустную новость подтвердил замминистра экологии Республики Крым Владимир Капитонов. «Во-первых, есть нормы по борьбе с терроризмом — должна быть открытая трасса и видимость от нее, — заявил симферопольский чиновник. — Во-вторых, специалисты говорят, что лесополосы убивают дорожное полотно». Вот оно как!

По поводу злодеев-террористов возразить трудно. Так и видишь бородача в камуфляже, высунувшего гранатомет из придорожной акации. А второй аргумент кажется совсем сомнительным. Ведь два столетия лесополосы высаживали по обочинам всех основных крымских трасс, будь то степь или горы. Практика показала, что вековые деревья спасают от летней жары и снежных буранов, не нанося существенного вреда дорогам.

Ровно три года назад Госкомитет дорожного хозяйства республики официально сообщал, что озеленять «Тавриду» начнут сразу после введения трассы в эксплуатацию. На это уже тогда аккумулировалось 240 млн рублей в качестве компенсации за вырубку деревьев при строительных работах. «Высадка зеленых насаждений вдоль трассы — одна из актуальнейших задач для крымской экологии, это понятно и властям, и общественности», — подчеркивал президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко. И напомнил, как в 2012 году песчаная буря запросто переворачивала машины и блокировала движение транспорта...

В проекте строительства федеральной автодороги А-291 предусматривалась высадка свыше 300 тысяч деревьев и кустарников. Движение по всем четырем полосам от Керчи до Севастополя было открыто 27 августа прошлого года. Однако с тех пор никто ничего не высаживал. Разве что кое-где на обочинах выросли шумозащитные экраны. Ходила молва, что вместо деревьев появятся кусты лаванды — живого символа Крыма. Минсельхоз даже анонсировал свой проект с громким названием «Лавандовый пояс «Тавриды». Увы, и это тоже оказалось мифом.

Почему? Ответ прост. И причина вовсе не в террористической угрозе и не в мифическом вреде, который якобы могут нанести мощному асфальтобетону древесные корни. За чертой населенных пунктов по всей протяженности новой дороги сразу за отбойниками идет частная земля. Бескрайние поля с пшеницей, сады и виноградники приносят хозяевам серьезный доход. По скромным подсчетам, для озеленения «Тавриды» потребовалось бы 700 тысяч гектаров окрестных угодий. Крымские земле-владельцы напрочь отказываются их отдавать и даже продавать. Да и денег на выкуп в бюджете нет. И без того 170 млрд рублей, стоимость трассы, легли на него тяжелым бременем.

Еще одна новость: объездной маршрут на крымское Южнобережье пройдет вдоль крупнейшего танкового полигона Южного военного округа РФ. Можно сказать, впритирку. Похоже, это единственное решение, чтобы хоть как-то учесть интересы военных и успокоить местных жителей, протестующих против строительства юго-восточного обхода Симферополя.

Проблема в том, что эта дорога должна частично пересечь жилые массивы сел Заречное и Перевальное, где властям придется изъять часть домов и все тех же земельных участков. На самом деле населенные пункты округи давно перестали быть обычными крымскими селами. Это шикарная земля предгорий Добровской долины, у экологически чистых отрогов плато Чатыр-Даг, где еще в украинские времена выстроились дачные особняки состоятельных симферопольцев. И каждый раз, когда руководство республики пытается обсудить со здешними общинами вопрос строительства дальнего транспортного обхода вокруг Симферополя, разгорается скандал.

А выход находить надо. Уже третье лето настоящая жуть творится на сходе «Тавриды» в главном курортном направлении Алушта — Ялта. Как минимум две трети материковых автотуристов едут на Южный берег. Огромная автомобильная волна катит сюда от Керченского пролива — и у Симферополя заворачивает влево, на курорты регионов Большой Алушты и Большой Ялты. Ну нет иного пути, чтобы добраться в Гурзуф и Партенит, в Ливадию, Алупку и Симеиз! Сама федеральная трасса туда не идет — она огибает крымскую столицу с севера и тянется строго на запад до Севастополя.

Весь высокий сезон Крымский мост устанавливает рекорды автотрафика. В июле — августе доходит до 40 тысяч машин за сутки. А теперь представьте: разворачиваясь на вожделенные пляжи ЮБК, минимум 30 тысяч авто ежедневно съезжают с «Тавриды» на старую Симферопольскую окружную дорогу, которая тянется по городским окраинам дугой с востока на юг, мимо водохранилища к началу магистрали Алушта — Ялта. Тут множество узких двухполосных участков. Симферопольская окружная и без того забита городским транспортом, пробки постоянные. Нынешний вал автомотокурортников стал для крымской столицы сущим кошмаром.

Прошлым летом власти Крыма объявили о начале строительства юго-восточного обхода Симферополя для перенаправления транспортного потока «Тавриды» в сторону Южного берега. Федеральный центр подтвердил готовность строить объездную стоимостью в 32 млрд. Но работы не начались — конфликт вокруг изъятия земельных участков грозит обернуться грандиозной бучей. Особо возмутили публику рекомендации военных при строительстве дороги отступить на 200 метров от танкового полигона «Ангарский» у села Заречное, что автоматически увеличит количество сносов до 117 строений. В ответ грозят самосожжением...

Учитывая остроту конфликта, командование смягчилось и согласилось терпеть дорогу у самых границ полигона. Это спасет несколько улиц шикарных загородных коттеджей от сноса. Зато автотуристам придется мчаться на ЮБК под орудийными залпами. Полигон «Ангарский» — место напряженной круглогодичной учебы танковых подразделений, артиллеристов и мотопехоты Черноморского флота, а также боевых частей ЮВО. Стрельбы из всех калибров проходят здесь постоянно. Приветственная канонада ошеломленным курортникам обеспечена.

Хотя многие полагают: такой вариант лучше, чем часами торчать под раскаленным солнцем в пробках. Главное, чтобы прицел танкистов был верным и не случилось перелета через полигонный забор...