Александр Самойленко: Считалось, маньяки могут быть только на Западе, а у нас их нет

Актер рассказал «Труду» о сериале «Душегубы»

На НТВ завершается показ ретродетектива «Душегубы» производства «Амедиа Продакшн», основанного на реальных событиях — истории «витебского душителя» Геннадия Михасевича, на чьей совести 36 убийств. За которые осудили 14 не причастных к ним человек. С начала 1970-х до середины 1980-х милиция не могла разоблачить маньяка. Не последнюю роль в том, что расследование так затянулось, сыграл витебский следователь по особо важным делам, после поимки душителя обвиненный в превышении должностных полномочий, сокрытии преступлений и в пытках. Хотя до громкого раскрытия преступлений маньяка этого следователя называли «белорусским Мегрэ». Сыгравший его Александр Самойленко рассказал «Труду» о сериале, который не успевшим посмотреть его в эфире будет доступен на платформе Amediateka.

— Александр, насколько образ вашего персонажа в фильме совпадает с реальным прототипом — витебским следователем Михаилом Жавнеровичем?

— Если судить по тому, что читал об этом человеке и видел в документальных кадрах, то сценарий отражает поступки моего героя довольно точно. Наш фильм ведь и назван «Душегубы» потому, что он не только про маньяка, но и про следователя тоже. Тот не был убийцей, но тоже губил жизни: из-за него казнили невинного человека, а еще нескольким дали долгие тюремные сроки. И все из-за того, что он очень стремился к стопроцентной раскрываемости дел. Старался.

— Еще Станиславский говорил: «Играя злого, ищи, где он добрый». Вы пробовали найти оправдание вашему персонажу?

— Разумеется, в моем герое нельзя видеть сплошное воплощение зла. Многие подлости он совершал ради дочери, которую очень любил и хотел обеспечить ей достойную жизнь. И в качестве подозреваемых следователь выбирал людей далеко не безупречных, почти у каждого из них за плечами была сомнительная история. Хотя все это Жавнеровича ни в коей мере не оправдывает, это лишь попытка объяснить логику его поступков.

— Жанр сериала указан как ретродетектив. Но можно ли назвать этот фильм также и социальной драмой?

— Безусловно. Прототип центрального персонажа «Душегубов» был первым в СССР преступником, которого правоохранительные органы открыто признали сексуальным маньяком.

Прежде считалось, что маньяки могут быть только на Западе, а у нас ничего подобного нет и быть не может. Этой же линии придерживается и мой герой, из-за чего развивается его основополагающий для фильма конфликт с минским специалистом, старшим следователем по особо важным делам Леонидом Ипатьевым, понимавшим суть событий правильно.

— «Душегубы» были созданы в 2019 году, в 2020-м сняты сериалы «Чикатило» с Дмитрием Нагиевым в заглавной роли и «Хороший человек» Константина Богомолова об ангарском маньяке. Как вы думаете, почему тема серийных убийц стала у нас такой популярной?

— Наверное, потому что пришло время воплотить ее на экране в нашей стране, где до определенного момента художественных фильмов или сериалов маньякам не посвящали. Подобные проекты начали выходить лишь пять-шесть лет назад. На мой взгляд, этому способствовало еще и возникновение стриминговых площадок, позволяющих режиссерам и сценаристам высказываться откровеннее, чем на традиционных телеканалах.

— Действие «Душегубов» разворачивается в советское время, которое сейчас многие склонны идеализировать. А с каким чувством вспоминаете его вы?

— С удовольствием и ностальгией, но лишь потому, что это было время моего детства, юности. Ничего чудовищного, к счастью, со мной в советские годы не случалось, но и сказать, что хотел бы вернуть СССР, я не могу.

— В каких еще лентах вас можно будет увидеть в ближайшее время?

— Я снялся в двух небольших ролях: у Саши Котта в фильме «Чук и Гек» по рассказу Аркадия Гайдара и в картине Клима Шипенко «Декабрь» о Сергее Есенине. Роль моего персонажа в жизни поэта зловещая, но о подробностях умолчу. Сотрудничать с Шипенко очень интересно — каждый раз в его фильмах мне достаются роли, совсем не похожие на мои предыдущие работы.

— Коль скоро речь зашла о Есенине... Вы сами поэзию любите?

— Скорее так: мне нравятся Юрий Левитанский, Роберт Рождественский, Феликс Кривин... Ну, конечно, куда без Пушкина! На вступительном экзамене в вуз я читал стихотворение Левитанского «Зачем дураку море», и, как мне кажется, оно помогло мне поступить.

— А можно ли назвать вас романтиком?

— Думаю, мне больше свойственны рассудительность с некоторой долей цинизма.

— У вас четверо детей. Как проводите с ними время?

— С младшей, Евой, играю. У нее сейчас интересный возраст — два года, она меняется чуть ли не каждый день, и за этим очень любопытно наблюдать. Три сына не живут со мной вместе, но мы периодически встречаемся. Они рассказывают про себя, я даю советы, если возникает необходимость. Правда, советы мои не всегда являются руководством к действию. У младшего, 11-летнего Прохора, замечательный слух, ему бы нужно заниматься музыкой, а он отдал предпочтение футболу.

— А средний, Александр, снимается с вами в сериале «Родители», но, насколько знаю, предпочел довольно необычную профессию — иллюзиониста. Как это получилось?

— Саша сам выбрал ее еще в детстве. Даже английский выучил, чтобы лучше освоить мировой опыт. В актерском вузе он тоже учился, но решил его не заканчивать. Саша — фанат своей профессии, все время ищет что-то новое, сам придумывает фокусы. Мне это очень нравится.

— Вы работали в Театре на Малой Бронной. Почему ушли?

— Ушел вскоре после того, как художественным руководителем назначили Константина Богомолова. Не могу назвать себя фанатом его постановок.

— Есть у вас актерское табу — то, что вы никогда играть бы не стали?

— Когда тема фильмов или спектаклей пикирует «ниже пояса», мне это вообще неинтересно. Хотя недавно ввязался в нечто подобное — сыграл в сериале «Клиника счастья», в котором много говорится о сексуальности. Уважаю продюсера картины Игоря Мишина, надеюсь, его присутствие в проекте не даст этой истории скатиться в пошлость.

— Вам самому как продюсеру про что хотелось бы снять фильм?

— Нет настроения снимать ни про политику, ни про насилие или жестокость вокруг. А вот что привлекает, так это вечная тема: взаимоотношения мужчины и женщины, те чувства и ситуации, что возникают в реальной жизни. Запал в душу сериал прошлого года «Отыграть назад» с участием Николь Кидман и Хью Гранта, там о таких чувствах говорится как-то по-настоящему. В отечественном кино в последнее время вроде бы тоже много всего снято на эту тему, но мне не очень нравится, как это сделано.

— Вы продюсер детского фильма «Душа пирата». Какова его судьба?

— Мы его закончили, но, к сожалению, оказалось, что кинопрокатчикам он не нужен. Они заявляют, что у картины нет потенциального зрителя, так что мы даже премьеру в кинотеатре не можем сделать. И это в то время, когда со всех сторон слышишь, что в России нет современного детского кино. А наш фильм получился добрым, в лучших традициях советских лент о дружбе. Да и время действия — 80-е. Сейчас пытаемся продать его на интернет-площадку, чтобы он хоть как-то дошел до потребителя. В идеале нужно ездить по городам, презентовать и пробивать картину, но времени для этого катастрофически не хватает.

— А вашим детям нравятся советские фильмы?

— Я им показывал то, что самому нравилось в их возрасте: все фильмы Роу, картины Леонида Нечаева «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», а еще «Приключения Электроника», хотя эта лента вышла, когда я уже был взрослый. И все это сыновья смотрели с удовольствием, несмотря на то что сейчас такое обилие красочных западных фильмов-сказок и фэнтези.

— А что вам нравится как зрителю нынешнего телевидения или интернет-платформ?

— Я сейчас больше читаю, чем смотрю. Даже взялся перечитывать «Войну и мир» и «Тихий Дон». С возрастом эти романы воспринимаются совсем иначе, чем в юности. Дочитывая Шолохова, я просто плакал. Вот такие чувства хочется играть в кино, снимать о них фильмы.

— Если заглянуть лет этак на 20 вперед, какой вам видится ваша жизнь? В окружении детей и книг?

— Книги — это да. Еще хотелось бы на пенсии перебраться куда-то к морю. Ну а дети... Как, скажите, ими можно себя окружить? Они вырастают, и у каждого есть своя жизнь. Сейчас мы видимся часто, чему я очень рад, но, боюсь, превратись общение в ежедневно-обязательное, мы бы все друг от друга безумно устали.