ОБРАЗ СОСЕДА

В минувший четверг, в день, когда предполагалось начать вывод российских войск с баз на территории Грузии, канал "Культура" показал большую передачу, посвященную ансамблю народного танца Сухишвили-Рамишвили. Созданный в Тбилиси двумя знаменитыми танцовщиками шестьдесят лет назад, в год великой Победы, коллектив этот добавил свою сочную краску в палитру многонационального советского искусства.

Сегодня ансамбль возглавляет Тенгиз Сухишвили, представитель следующего поколения мастеров народного танца Грузии. В передаче он на безупречном русском давал комментарии к показанным на экране номерам, рассказывал о происхождении и смысле каждого танца, объяснял некоторые, прежде совершенно очевидные, а теперь уже начинающие забываться понятия. Скажем, эффектный мужской танец "Кинтоури" потребовал специального рассказа о кинто - ремесленниках старого Тифлиса, умеющих не только хорошо работать, но и как следует веселиться.
С горечью думаешь: как скоро наш "Союз нерушимый" перестал существовать не только в геополитическом, но и в духовном, культурном смысле слова. Передачи, подобные упомянутой, стали на телеэкранах чрезвычайной редкостью.
Зритель лишен целого пласта культуры - прекрасных фильмов и спектаклей, опер и балетов, созданных превосходными мастерами в бывших братских республиках и ставших общим достоянием народов тогдашней страны. Трудно говорить о полноценных добрососедских отношениях далее, когда телевидение, если и показывает жизнь соседей, то исключительно в негативном свете. Политические скандалы - да, криминал - сколько угодно, катастрофы - сию минуту! Так день за днем в головы зрителей вдалбливаются негативные стереотипы восприятия соседа. Но позвольте не поверить, что там, за прозрачными или не очень границами, нет каких-то позитивных событий, замечательной культуры. Почему же не показывать светлые, обогащающие зрителя стороны их жизни? Также позвольте не поверить, что все "не интересно" российскому зрителю.
Вот почему не выходит из головы прошедшая недавно по ТВЦ программа Олега Попцова "Я был в другой стране... " Впервые за последнее время в рассказе о Белоруссии на ТВ были не привычные, навязшие на зубах, кочующие из передачи в передачу, кадры, связанные с выступлениями оппозиции, с фактами зажима свободы слова, с эксцентричными "ходами" тамошнего лидера и т.д. Оказалось, у ближайших наших друзей и соседей есть также социальная стабильность, растущая рождаемость, цены в магазинах заметно в два раза ниже наших и т.д. Что способно удивить телезрителя: если в России соотношение богатых и бедных составляет примерно 1:27, то в Беларуси всего один к трем, трем с половиной. Речь идет о масштабах социального расслоения. Причем эти и другие впечатляющие факты, приведенные в передаче, основаны на обследованиях, проводимых международными организациями, а также на личных впечатлениях автора, побывавшего в стране.
Поездка Попцова в Минск не была случайной. Канал ТВЦ, пожалуй, единственный из всех, уже не первый сезон имеет в своем репертуаре программу "Материк", специально посвященную странам ближнего зарубежья. Ее ведут журналист Рустам Арифджанов и депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин. В ней авторы не боятся касаться самых острых проблем межгосударственных отношений. В минувшую среду, скажем, они задались вопросом: "Исчез ли российский газ на Украине?"
Для прояснения коллизии, привлекшей в последнее время широкое внимание, они не только пригласили в студию российских экономистов, политиков, газовиков, но и с помощью телемоста предоставили слово украинской стороне. Разговор получился нелегким, но откровенным. Авторы жестко отстаивали наши государственные интересы в конфликте с соседями. Сумели обнаружить пропавшие в украинских хранилищах миллиарды кубометров российского газа. Поставили случившееся в контекст непростых экономических (и не только) отношений между странами.
Даже беглый взгляд на передачи одной недели показывает, как сложны реалии внутри того сообщества стран, что возникло на месте Союза. Трудно, да и подчас неблагодарно тележурналистам высказываться на эти темы. Но необходимо. Умолчание тут - явно не "золото".