Елена Широян, искусствовед Открылась выставка, посвященная легендарному собирателю искусства

Открылась выставка, посвященная легендарному собирателю искусства

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля открыл выставку, напоминающую о дальних странствиях и зарубежных музеях, россиянам вновь недоступных. Вновь — это как при советской власти. Которая и у московского собирателя Ильи Остроухова некогда отобрала созданный им музей. Располагался он в классицистическом особняке между Садовым кольцом и Новым Арбатом, где теперь обитает научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Этот филиал Литмузея уже в третий раз на протяжении 2020-х рассказывает о бывшем владельце дома. Проект «Путешествия коллекционера. В поисках красоты» приурочен к 165-летию художника и собирателя, одной из колоритных фигур старой Москвы.

В сонме тех, кому посвящены филиалы ГМИРЛИ в столице и Подмосковье, этот персонаж единственный не был связан профессионально с литературой. Впрочем, роль его можно назвать синтезирующей: еще с юности, став завсегдатаем Абрамцевского кружка в имении Мамонтовых, Остроухов вращался среди носителей творческих профессий, прежде всего художников — рядом были Васнецов и Левитан, Поленов и Репин, Шишкин и Ярошенко. Ближайшим другом Остроухова стал Валентин Серов, в молодости спутник в путешествиях, в зрелые годы коллега в Попечительском совете Третьяковской галереи. После смерти ее основателя вместе с Александрой Павловной Боткиной, дочерью мецената, им выпала честь и забота обновлять музей Павла Михайловича, руководить его работой и даже пополнять коллекцию.

Сотрудничая много лет с Остроуховым как тонким экспертом, охотно покупая остроуховские пейзажи, Третьяков доверил ему продолжать свое дело жизни — создание музея национального искусства. Почти 14 лет Остроухов фактически возглавлял галерею, приезжал в нее ежедневно. Именно он настоял на капитальном ремонте здания и перестройке фасада, переодетого в красный кирпич. По его инициативе Виктор Васнецов в неорусском стиле разработал эскиз центрального входа, а скульптор Николай Андреев увенчал его барельефом с изображением Святого Георгия Победоносца, небесного покровителя Москвы.

Спустя несколько лет благодаря Остроухову разрешится зашедшая в тупик ситуация с возведением в Москве памятника Гоголю: собиратель добьется, чтобы заказ передали Андрееву, и не ошибется. Монумент у Арбатских Ворот станет шедевром московского модерна. Впрочем, и в этом случае ругательных отзывов будет не меньше, чем хвалебных: у Остроухова с его темпераментом и склонностью к безапелляционным суждениям был дар раскалывать аудиторию.

Так вышло и с его стремлением привносить новые элементы в уже сложившееся было собрание Третьякова. Он с обидой писал, как били его за «синюю бабу» — прекрасный, ныне ни у кого не вызывающий отторжения женский портрет работы Сомова. После внезапной смерти Серова в 1911 году (к слову, последний в своей жизни вечер Серов провел в доме Остроухова) коллекционер-новатор не желал больше баллотироваться на пост главы Третьяковки, а окончательно на его решение уйти повлиял драматический инцидент с картиной Репина, которую в 1913 году изрезал умалишенный.

Скромный остроуховский особняк слыл одним из центров притяжения артистической Москвы. Современники вспоминали, что хозяин дома азартно, подобно экспонатам коллекции, собирал у себя друзей и звезд богемы. Завсегдатаем был и Шаляпин, чей особняк находился на другой стороне Садового.

Теперь трудно поверить, что век назад дом в тихом Трубниковском переулке был окружен садом. Хозяин сделал ряд пристроек, дабы уместить свои раритеты, включая книжные сокровища — библиотеку из 15 тысяч томов. А собирал он много разного: русскую и европейскую живопись, графику, даже скульптуру (на выставке есть рисунки Родена и его же бронза, пусть миниатюрная). Составил одно из первых в России собраний икон как артефактов (ныне многие из них украшают древнерусскую коллекцию ГТГ). Коллекционировал восточные ткани и вазы...

Европейское искусство — лишь одна из многих сфер интересов собирателя

К этому следует добавить предметы вроде бы малозначимые, но характерные для своего времени, да и эстетически ценные. В первом зале выставки в глазах рябит от атрибутов путешествий: старинных туристических открыток, фотографий-стереопар с архитектурными видами, даже входных билетов в музеи всей Европы и просто билетов — на поезда и паромы. Среди «дорожной суеты» на фото 1911 года запечатлена компания на вокзале в Биаррице: гигантского роста Илья Семенович возвышается над дамами в широкополых шляпах. Обретя дом, подаренный к свадьбе семьей невесты, урождённой Боткиной, дочери «чайного короля», просвещенный выходец из скромной купеческой семьи употребил полученную финансовую независимость на то, в чем одни увидят «красивую» жизнь, а другие — духовный путь. Несколько раз в год он один или с женой отправлялся в путешествие по городам Европы. Отдых и лечение на курортах сочетались с осмотром музеев и достопримечательностей, деловые визиты — с посещением маршанов, у которых наш герой покупал произведения искусства. Счет прилагается, ищите под экспонатом!

Билеты на поезда и паромы — тоже своеобразный дневник путешествий коллекционера

Здесь же нет-нет да и мелькнет холст кисти хозяина дома: то собор Сан-Марко в Венеции, то дождь в Берлине, то волны на море, заставляющие вспомнить о самой русской картине Остроухова — высоко ценимой Третьяковым «Сиверко». Увы, кураторам выставки удалось получить не все, что они просили в крупных музеях, включая скульптуру в дереве, но экспозиция и без того вышла убедительной и увлекательной.

Увеличенные снимки комнат особняка размещены на втором этаже — по словам куратора выставки Марины Красновой, в том самом зале, где Остроухов хранил коллекцию русских икон. Среди шпалерной развески, от потолка до пола, то и дело находишь хрестоматийные работы из собрания Третьяковки: там этюд Александра Иванова, тут эскизы Василия Сурикова к картине «Боярыня Морозова» или же наброски Ильи Репина к дипломной работе, а дальше его же портрет дочери под зонтиком... Зато пастель Франца фон Ленбаха с портретом Рихарда Вагнера (ныне в коллекции ГМИИ) можно видеть и на фото, и в оригинале. И заодно вспомнить, что Остроухов был изрядным пианистом!

Франц фон Ленбах — портрет Рихарда Вагнера. Фото автора

В этом зале, на фоне интерьеров собственного дома, превращенного в публичный музей еще до революции, Остроухов предстает и как общественный деятель. В 1900 году ему была поручена организация художественной части русского отдела на Всемирной выставке в Париже. За считаные недели он сумел собрать цвет современного искусства, выбрав 320 картин и 139 скульптур так снайперски точно, что сразу четверо авторов из России получили золотые медали. Высшей же награды Всемирной выставки по классу живописи был удостоен Валентин Серов. Кстати, эту колоссальную работу Илья Семенович выполнил безвозмездно — правда, в дальнейшем ему были пожалованы от России и Франции орден Святой Анны III степени и орден Почетного легиона.

Наконец, интереснейший раздел выставки в Трубниках отведен заслугам Остроухова-эксперта. Наблюдательный аналитик, в поездках он провел немало реатрибуций, в частности, сумел доказать миланцам, что картина, автором которой считался Перуджино, была создана его учеником — совсем молодым тогда Рафаэлем. Бывали и яркие разоблачения: так, «Илья Семенович одним из первых усомнился в подлинности скандально известной тиары Сайтаферна из Лувра, а также приписывавшейся Леонардо да Винчи «Флоры» из берлинского музея», — рассказала Марина Краснова.

Остроуховские тексты замечательны точным и ярким наблюдением

...В 1929-м, едва успел Илья Семенович умереть, его собрание подчистую исчезло из этих стен: все сокровища буквально за неделю вывезли из родового гнезда в фонды Третьяковки... После смерти в 1935 году вдовы Остроухова, которая ютилась то ли в двух тесных комнатках, то ли в подвале, а может, в одной из ныне снесенных пристроек, в доме не осталось совсем никаких вещей, связанных с бывшими хозяевами. По «доброй» советской традиции, в особняке устроили коммуналку. Участь, постигшая и многие другие дома, ныне музеефицированные как филиалы Литературного, например дом Герцена в Сивцевом Вражке. А тогда выселенные из своих жилищ «бывшие» доживали век даже в кельях и башнях Новодевичьего монастыря...