Вопрос «Труда»: Нечего бояться - надо летать?

Действительно ли беспилотники представляют опасность для пассажирских авиарейсов?

Авиакомпания «Туркменистан» на этой неделе приостановила рейсы в Москву из-за рисков, связанных с регулярными атаками беспилотников на нашу столицу. Из-за них возникали паузы в работе аэропорта Внуково. Действительно ли беспилотники представляют опасность для пассажирских авиарейсов и стоит ли пассажирам откладывать вылеты до лучших времен?

Георгий Бовт, публицист

— Использование БПЛА может длиться годами, даже если накал военной операции снизится. Российская авиация не прекратит полеты, но некоторые партнеры могут испугаться, что мы и видим по Туркмении. Впрочем, пока прямой угрозы самолетам не было, поэтому не будем преувеличивать риски для пассажирского авиасообщения. Ограничивать полеты наши власти не намерены, в противном случае у народа может возникнуть стойкое ощущение, что все идет немножко не туда, не по плану.

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России

— Не хотят туркмены в Москву летать — ну и не надо. Подумаешь, какой-то беспилотник... На миллион рейсов, может, один раз столкнется с ним самолет. Но риск столкновения лайнера с птицами куда больше. Вон на днях рейс Иркутск — Москва пришлось возвращать из-за этого. Бывает. Но нечего бояться — надо летать!

Арсений Курдюков, технический специалист

— Риск от самих беспилотников есть, но он не так велик, как от работы ПВО в зоне аэропорта. Печальный пример — Boeing 737 международных авиалиний Украины. Операторы ЗРК приняли его за крылатую ракету и сбили после взлета в Тегеране 8 января 2020 года. Погибли 176 человек... Что касается личной безопасности, то сам я по возможности буду избегать рейсов из Внуково ночью или ранним утром. Так, на всякий пожарный...

Константин Сивков, доктор военных наук

— Беспилотники, безусловно, представляют опасность для пассажирских самолетов, но риски эти считаю довольно низкими. Как кирпич на голову — мы же не перестаем из-за этого ходить по улицам.

Олег Пантелеев, исполнительный директор информационно-аналитического агентства «АвиаПорт»

— Говорить о заметном влиянии новой угрозы на деятельность гражданской авиации не приходится. По метеоусловиям аэропорты закрываются чаще и на более продолжительный срок, чем это происходило недавно во Внуково. Сложно делать какие-то прогнозы на обозримое будущее, но я надеюсь, что на работе аэропортов Московского авиационного узла эта ситуация скажется минимально. Едва ли люди будут отказываться от авиасообщения из-за беспилотников.

Павел Салин, политолог

— Подход властей к новым угрозам обычно таков: надо наблюдать за реакцией граждан. Если не происходит ничего шокирующего, из ряда вон, то и не надо реагировать. Инцидентов с БПЛА в московском небе было уже несколько, но, судя по всему, общество реагировало на них вяло, люди не в шоке. Тут срабатывает важный психологический механизм, эффект «третьего лица»: мол, уж со мной-то точно ничего не случится. Он помогает абстрагироваться от происходящего.