СПАСИБО ВЛАСТИ - ПРИЮТИЛА...

ОТКУШАТЬ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
Чувство это, впрочем, начинает быстро проходить, когда видишь

ОТКУШАТЬ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
Чувство это, впрочем, начинает быстро проходить, когда видишь обгоревший каркас здания сельской школы. Жители Паево, проходя мимо него, тяжело вздыхают и произносят шепотом, а иногда и вслух ненормативное слово из четырех букв - так еще собак женского пола называют... А на все вопросы лишь бессильно взмахивают руками и просят не сыпать соль на рану. И трудно понять, чего в этом жесте больше: тоски от собственного бессилия или отчаяния от осознания того, что ничего уже не изменится.
- Школа наша сгорела почти два года назад, - рассказывает местная учительница Татьяна Шичкина. - 21 января это было. Правда, до сих пор никто не знает, из-за чего вспыхнул пожар. Здание-то было добротное. Для изучения почти каждого предмета был отдельный, специально оборудованный кабинет. Сейчас все склоняются к мысли, что виной всему была неисправная электропроводка. Но нам от этого не легче, все равно ведь ничего не уцелело.
О временах, когда в селе была нормальная, почти такая же, как в райцентре, школа, педагоги вспоминают примерно с теми же чувствами, с которыми большинство россиян вспоминают времена СССР. Только если с великим и могучим все ясно - ушел безвозвратно, то со школой ситуация несколько другая. В принципе все можно очень легко вернуть. Но...
После пожара школа, точнее, ее ученики и учителя переехали в то самое здание сельской администрации, больше похожее на супермаркет. Ученикам отдали на откуп второй этаж. Сказали, что это временно. 57 ребятишек из разных классов до сих пор ютятся в нескольких кабинетах. 18 педагогов - в одном, где всего три стола и стульев на всех не хватает. Без своего угла осталась даже директор школы Мария Родина.
- Спасибо, что нам еще кабинет химии оборудовали, - продолжает Татьяна Шичкина. - В нем теперь ребята и физику могут изучать. А что еще делать?
До этого-то детям приходилось осваивать предметы по таблицам и наглядным пособиям, изготовленным руками местных педагогов. А уроки физкультуры вообще в актовом зале проходили.
Зато у местной детворы появился новый аттракцион - "Откушать с председателем". Все дело в том, что большая перемена в школе совпадает по времени с обеденным перерывом у чиновников сельской администрации.
Так что в столовую, расположенную на том же первом этаже, школьники и госслужащие идут в одно время. И те, и другие уже привыкли к тому, что в 12.20 по Москве звенит электрический школьный звонок, который установили практически сразу после переезда сюда школы и который оповещает учеников и работников администрации о том, что пора на обед.
В местной столовой тоже все по-честному: разделения на школьников, учителей и чиновников нет. Особо везучим ученикам удается даже пообедать за одним столом с главой местной администрации Валентиной Рудаковой.
- Не буду я с вами разговаривать, не мое это дело, - отрезает она в ответ на просьбу объяснить, когда же у детей появится нормальная школа. - Есть для этого директор, пусть она и объясняет.
"МАМА, КОГДА МЫ ПОЙДЕМ В ШКОЛУ?"
Этот вопрос 12-летняя дочь директора школы Галина задает своей матери почти каждый день. А что женщина может ответить? Что на строительство новой школы второй год обещают выделить деньги? Что педагогический коллектив уже писал письмо на имя губернатора с просьбой провести ремонт школы или предоставить новое здание? И подготовил еще одно письмо на имя депутата Государственной Думы, но вручить его адресату все никак не получается?
- Я успокаиваю дочь обещаниями, что в следующем году нашу школу все же отремонтируют, - говорит директор Мария Родина. - Но в эти обещания не верю даже я сама.
После первого письма в село прибыли строители. Местные педагоги и школьники обрадовались. Но строители восстановили только крышу и развели руками. Мол, денег больше нет. Извините.
- Хорошо еще, что школу совсем не закрыли и детей не перевели учиться в другое село, - вздыхает директор. - У нас же в этом году учеников одиннадцатого класса нет, вот мы и боялись, что из-за этого и из-за пожара в Паево оставят только девятилетку. А десятиклассников переведут учиться в другое место, до которого еще нужно добраться. А дороги-то у нас, мягко говоря, не очень хорошие.
Впрочем, жители Паево находят в ситуации вокруг школы и положительный момент. К примеру, к разговорам о реализации национального проекта "Образование" люди начали относиться с недоверием. Научились, говорят, отличать правду от вымысла. Да и педагоги здесь, судя по всему, оптимисты.
- Из-за отсутствия кабинетов мы стали чаще проводить совещания в учительской, - говорит напоследок Мария Родина. - В этом тоже есть своя положительная сторона.
Как говорится, не было бы счастья...