Нина Ургант: «Мой Ванька — это чудо!»

У знаменитой петербургской актрисы — юбилей

Летом Нину Николаевну было не застать ни на её любимой даче в актерском поселке Грузино, ни в её знаменитой питерской квартире, где любили бывать Высоцкий, Миронов, Никулин: Говорили, что она приболела, ни с кем не спешит общаться. Однако буквально на днях актриса вернулась домой и ответила на вопросы «Труда».

 — Нина Николаевна, с выздоровлением! Теперь можно и красивый юбилей отпраздновать, как полагается!

— Отмечу, конечно. Совершенно в узком кругу, потому что я ещё неважно себя чувст-вую и пока не в состоянии ни с кем общаться. Но вот приедет Ваня из Москвы, его жена, придет Андрюша (Ваня — телеведущий Иван Ургант, внук, а Андрюша — актер и ТВ-ведущий Андрей Ургант, сын. — «Труд»). Ванька, Андрюша и я — все.

Я никогда не была любительницей юбилеев. Тем более сейчас, когда празднуется 80 лет. Это, по-моему, несчастье, горе, беда. Это болезнь и отчаяние. Знаете, я ненавижу этот возраст! Но я не сижу безвылазно дома. Сегодня вот вышла, проведала свою машину, на которой езжу. Вывела машину, завела, заправила, вернулась, поставила и вот сейчас лежу, отдыхаю.

— На сайте Александринского театра ваше имя — среди первых в труппе. В этом театре вы ведь работаете почти полвека, но давно уже не выходили на сцену.

— Да, я актриса Пушкинского театра. Но я, к сожалению, сейчас ничего не делаю. Потому что Валерий Владимирович Фокин (художественный руководитель театра. — «Труд») в течение пяти лет не нашел для меня пьесу. У него молодые, авангардные спектакли, он считает, что мы не можем хулиганить.

— В кино вы уже не появлялись несколько лет — с тех пор как сыграли роль Анфусы Тихоновны в фильме Игоря Масленникова «Волки и овцы».

— Где-то ещё появлялась. По просьбе знакомых актеров я снималась в эпизоде. Просто помогла коллегам. Честно говоря, не помню названия фильма. Несколько лет назад я, правда, дала слабину — согласилась сняться в каком-то сериале, ради денег, конечно, но потом зареклась. Интересно, что я давно уже практически ничего не играю, но мне по-прежнему предлагают сценарии. Но я не хочу в них сниматься: как-то все мелковато, да к тому же с уклоном в эротику и криминал. Ну что же я буду играть одну из четырех старых проституток или займусь на экране соблазнением молоденьких мальчиков! Да как я людям после это в глаза буду смотреть? Знаете, в Кремле, когда в 2006 году я получала орден «За заслуги перед Отечеством», собралась компания офицеров, получавших награды. Неожиданно ко мне подошел Герой Советского Союза: «Вы сделали своим „Белорусским вокзалом“ (за роль военной медсестры Раи Нина Ургант получила не только Государственную премию, но и поистине всенародную любовь. — „Труд“) гораздо больше, чем я. Если бы мог, я бы эту звезду повесил вам!» Вот так ко мне относятся. Если бы так относился ко мне Фокин!

— Да, роль получилась яркая! А правда, что её могло и не быть в вашей фильмографии?

— Да, там почти детективная история. Вначале на роль Раи была утверждена актриса Макарова. Она успешно прошла и первые, и вторые пробы, а главное, понравилась министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Но режиссер Андрюша Смирнов, хоть и было ему меньше тридцати, такой по-хорошему упертый: «Буду снимать Нину Ургант!» — и все тут. Даже в больницу на этой почве слег, откуда написал письмо Фурцевой: «Если мне не доверяют, пусть картину заканчивает другой!» И вот чудо — к его мнению прислушались. А после выхода «Белорусского вокзала» в прокат я получила телеграмму от: Фурцевой. Она посчитала нужным принести мне свои извинения. Вот какой культуры люди были!

— Несколько лет назад в интервью «Труду» вы рассказали о своей большой дружбе с внуком Ваней, о том, что, где бы ни был, он звонит вам каждый божий день. С тех пор немало воды утекло… Иван Ургант стал самым востребованным ТВ-ведущим, он женился, у него дочка родилась. А ваша дружба с Ваней продолжается?

— Ну, а как же?! Ваня — это чудо! Это явление природы. Таких больше нет. Добрейший человек, и я не перестаю удивляться: его хватает на всех! Такой внимательный, совершенно искренне любит всех своих родных, никого не забывает, всем помогает. Ну совершенно невероятный парень. Не курит, не пьет, такой преданный, позитивный. Ванька — это чудо! Может, и моя долька в этом есть.

— Да он ведь вырос на руках бабушки.

— Он часто говорил: «Нинуля, меня все спрашивают: я твой сын?» Он меня всегда звал Нинулей.

— Не трудно догадаться, как он назвал свою дочку!

— Да, её зовут Нина. В честь меня. Она Нина Ургант.

— А вы её видели?

— Ну, а как же: Ей годик, она уже ходит!

— А от кого Ваня унаследовал свои кулинарные таланты, которые проявляет в программе «Смак»?

— Я готовлю по наитию, но мне моя соседка по даче, народная артистка России певица Люся Сенчина, говорит: «Я только у тебя могу котлеты, соленую капусту, грибы есть. Как ты это делаешь?» А я толком объяснить не могу. Сын Андрюшка тоже готовит по наитию, причем очень быстро. И Ванька такой. Им, наверное, нужно было в кулинарный техникум пойти. (Смеется.) Ваня сейчас ведет «Смак», а уже мало кто помнит, что одно время, пусть не так долго, когда Макаревич куда-то уезжал, «Смак» вел и его отец Андрей Ургант. А вообще я довольна их успехами не только на кухне, но и в творчестве. Мой сын и мой внук не относятся к тем, на ком природа отдыхает. Приятно, что фамилию Ургант не связывают только со мной, только с прошедшим временем.

— А ваши зрители не забывают вас?

— Какое там забывают: Не забыли. Народ меня любит. Я сегодня прошлась от Ваниного дома до своего, до Никольского собора — так почти каждый второй останавливается: «Здравствуйте! Желаем вам здоровья! Мы вас так любим!» Я обласкана ленинградцами:

— А если такая любовь и такой интерес, может быть, возьметесь за мемуары?

— Ну хорошо, я подумаю об этом.

Выбор

Три лучших фильма Нины Ургант

«Мать и мачеха» (1964)

Драма Леонида Пчелкина. Роль Катерины, ради легкой жизни отдавшей дочь другой женщине. Через девять лет мать навещает Нюрочку.

 

«Белорусский вокзал» (1970)

Фильм Андрея Смирнова. Роль бывшей медсестры Раи, через 25 лет после войны узнающей о смерти своего фронтового друга.

 

«Премия» (1974)

Драма Сергея Микаэляна по пьесе Александра Гельмана, предвосхитившая перестройку. Роль бухгалтера Милениной. Госпремия СССР за фильм.