«В Мариинке полегло полбалета…»

Театры открывают сезон с потерями: во многих труппах есть заболевшие

Театры зазывают зрителей на первые спектакли открывающегося сезона, а кое-кто его уже открыл. И тут на тебе: тревожная весть из Мариинского театра. По разным сведениям, от 30 до 60 участников коллектива больны ковидом! Вслед потекли схожие сообщения из других театральных домов. Не поспешили ли мы с отменой карантинных строгостей? «Труд» задал этот вопрос руководству нескольких московских и петербургских театров.

Еще в начале августа «Труд» писал о «безумстве храбрых» с берегов Невы. Возглавляемые неутомимым Валерием Гергиевым, мариинцы первыми отважились на массовый выезд из Петербурга в Московскую филармонию, а потом отправились отдавать долги по Пасхальному фестивалю, сорванному весной из-за пандемии. А теперь вот вести о заболевших в труппе.

Коронавирусная напасть коснулась в основном балета. Оно понятно: там прямой физический контакт, поддержки и прочее, все это — при усиленном дыхании. По официальным данным, заражены три десятка артистов, несколько человек госпитализированы. По разговорам же самих балерин и танцовщиков, заболевших вдвое больше — полегло чуть не полбалета. Говорят, у большинства легкая форма, лечатся на дому.

Уже в июне у артистов балета и оперы Мариинки вовсю шли репетиции. Разрешение на них худрук и директор прославленной труппы, как говорят, «выпросил у Роспотребнадзора». Мол, за дисциплину отвечаю лично. Поначалу репетиции ограничивались индивидуальными уроками, но ближе к старту международного фестиваля «Звезды белых ночей», перенесенному с мая на июль, потребовалась отработка массовых сцен...

«Заболели солисты, несколько педагогов, артисты кордебалета, — рассказала нашему корреспонденту сотрудница Мариинки. — С подозрением на коронавирус отправились „под домашний арест“ двое гримеров. Заразились, не надев перчаток во время работы? А как можно гримировать артиста в перчатках? Как и артистам выступать в масках...»

Спектакли «заболевшего» балета срочно заменили на оперные. Но и опере петь перед поредевшим залом, пестрящим масками, то еще испытание.

«Не очень привычно и уютно, — подтвердил «Труду» ведущий баритон труппы Василий Герелло. — Но работа есть работа. Число участников идущих сейчас спектаклей сокращено до минимума. На сцене, как и в служебных помещениях, сохраняем дистанцию между исполнителями. А я буквально через час улетаю на гастроли. Жизнь продолжается!»

Мариинка — единственный петербургский театр, принимавший летом зрителей. А 2 сентября распахнул двери и Александринский театр, открывший свой 265-й сезон.

«Заждались, — призналась «Труду» одна из старейших актрис труппы Ирина Лепешенкова. — У нашей молодежи были хотя бы репетиции новых постановок, а мы, старшее поколение, оказались лишены и этого удовольствия. Зато заболевших среди нас нет. Надеемся, и не будет».

Дай бог, чтобы то же самое могли сказать про себя и работники остальных питерских театров, которым разрешено открыться с 12 сентября.

Тем временем замелькали в ковидных хрониках и названия московских театров. Заболела одна из балерин Большого. Впрочем, как рассказала пресс-секретарь коллектива Катерина Новикова, это было еще месяц назад, девушка уже поправилась. Но полусотне контактировавших с ней людей пришлось посидеть на карантине. Произошли подобные инциденты и в других подразделениях труппы. Репетиции только возобновились, на открытии сезона 6 сентября сыграют выученного-перевыученного «Дона Карлоса», зато с могучей командой солистов — Нетребко, Эйвазов, Абдразаков...

Хуже пришлось «Новой опере», уже с августа дающей спектакли. Здесь отболели ведущие солисты Алина Яровая, Алексей Татаринцев, пришлось отменить концерт пианиста и музыковеда Михаила Сегельмана, «добаливают», как сказал «Труду» директор театра Дмитрий Сибирцев, Агунда Кулаева, Гаяне Бабаджанян. Есть заразившиеся в оркестре, хоре. Дмитрий Александрович, впрочем, оптимистичен и, можно сказать, подчеркнуто бодр: а что, сейчас, слава богу, не апрель-май, сейчас это научились лечить почти как ОРВИ...

В «Геликон-опере», рассказал главный режиссер Дмитрий Бертман, болели десятки, в том числе молодые. Болели тяжело: Елизавета Светозарова, Марина Карпеченко, Екатерина Облезова, у Юлии Гореловой возникло осложнение на сердце... Репетируемый «Каменный гость» (премьера 8 сентября) — предельно малолюдный спектакль...

В столичном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко один из хоровых певцов умер. Точнее, он работал в другом коллективе, а в театр приглашался как октавист (это самая низкая басовая партия). Сейчас, по словам пресс-секретаря Ирины Горбуновой, 80% работников носят маски, включая дирижера Феликса Коробова, который так, «замаскированным», и проводил рояльную репетицию гала-концерта открытия (торжество как раз сегодня). Но вот певцам во время пения их, конечно, приходится снимать. Есть проблема и с оркестром: в яме, если соблюдать санитарный интервал, помещается всего 21 человек, а это лишь треть или даже четверть нужного состава. Во время гала-концерта проб-лема решается размещением коллектива на сцене, но как быть, когда пойдут полноценные спектакли? И так дирекции пришлось отказаться от блока опер Чайковского, которыми хотели начать юбилейный для Петра Ильича сезон (180 лет со дня рождения). Взамен пойдут относительно малолюдные «Мадам Баттерфляй» и «Любовный напиток».

Пришлось оперативно корректировать планы и драматическому Театру имени Вахтангова. По словам директора Кирилла Крока, перед тем как начать 1 августа репетиции «Соломенной шляпки», все сотрудники сделали тест — все с отрицательным результатом. Но через две недели одна из актрис почувствовала себя неважно — на этот раз ее проба оказалась положительной. Репетиции сразу прекратились, артисты повторно сдали анализ, и ковид подтвердился у еще одного молодого человека. Естественно, оба были изолированы, они взаперти до сих пор — правила Роспотребнадзора требуют, чтобы прошло и третье тестирование. Если все благополучно, актеры смогут присоединиться к труппе, 15 сентября начинающей сезон спектаклем «Царь Эдип».

Разумеется, во всех театрах нам подтвердили наличие санитайзеров, бесконтактных термометров и всего прочего. Билеты продают так: если это семья, то разрешают сесть рядом, между всеми остальными зрителями должны быть интервалы (при общей заполненности зала не выше 50%). У кого, не дай бог, температура — тут же вернут деньги за билет и отправят поправлять здоровье. Никакого роста цен не предвидится — по крайней мере так заверили в самом дорогом московском театре — Большом. Кошельки зрителей и так отощали, спасибо, что у людей не пропал интерес к Мельпомене.

А в некоторых коллективах тему пандемии обыграли креативно. Например, в Театре Олега Табакова на пустые места поместили... манекены. Пояснив, что заполненный наполовину зал обескураживает артистов. А что, на стадионах эта придумка давно прижилась. Правда, фотографии манекенов вызвали ожесточенные споры в соцсетях. Но те, кто уже побывал в «Табакерке» на пресс-показе спектакля «Старший сын» (премьера 7 сентября), яростно встали на защиту ноу-хау, а некоторые даже усмотрели в этом своего рода перформанс.

Как и в придумке открывшего сезон театра «Модерн»: здесь в зале вас встречают не манекены, а огромные плюшевые мишки. Так что, если не боитесь медведей, особенно плюшевых, смело идите в театр. Но обязательно — в маске и перчатках. А вот обниматься с артистами пока не торопитесь. Для их и вашей же пользы.