И текли куда надо каналы…

Что можно прочесть на фасаде Северного речного вокзала

Москва отмечает свой 873-й день рождения. В честь такого события обратимся к одному из самых узнаваемых ее символов — к Северному речному вокзалу. В последние десятилетия он неуклонно превращался в руины, но случилось чудо рукотворное: с 2018 года началась реставрация и самого здания, и причалов, и прилегающего парка. В числе самых трудоемких работ — укрепление фундамента и восстановление декоративного оформления фасада со знаменитыми фарфоровыми медальонами, украшающими входы. На каждую сторону ушло по полгода кропотливого труда. Результаты реставрации, как ожидается, мы увидим завтра, 5 сентября, в День города.

На этом рисунке Константина Соболевского, художника Дмитлага, созданного для строительства канала «Москва — Волга», наш вокзал запечатлен незадолго до его официального открытия. 2 мая 1937 года сюда пришвартовалась флотилия судов, совершившая первый рейс по новому 128-километровому водному пути. Прибывшие гости восторгались грандиозными шлюзами и водохранилищами, теплоходами, специально изготовленными на судоверфи завода «Красное Сормово». И, конечно, Химкинским вокзалом, похожим сразу и на двухпалубный корабль, и на дворец (главный архитектор — Алексей Рухлядев).

Поразил и увенчанный огромной звездой 27-метровый шпиль, который выдвинулся из башни прямо на глазах публики. Предполагалось, что так будет перед началом каждой навигации. Однако на самом деле шпиль поднимали еще только дважды: после окончания войны и на праздник 850-летия Москвы. Возможно, сделают это и нынче на День города — подъемный механизм восстановлен, как и украшенная уральскими самоцветами звезда (кстати, ее не сняли с Кремля, как гласят некоторые мифы, а изготовили в 1935-м на заводе имени Молотова, применив для позолоты новый на тот момент гальванический метод).

А теперь вглядимся в фарфоровые медальоны на фасадах здания — западном, выходящем к воде, и восточном, по 12 тарелок на каждом. Сюжеты посвящены достижениям: стройки, освоение Арктики, станции метро, танки: Хуже сохранился медальон с изображением так и не построенного Дворца Советов. С него и начнем.

Сооружение впечатляет даже на тарелке диаметром 1,5 метра. А в натуре размахивались на 416,5 метра — на 35 метров выше, чем тогдашний мировой рекордсмен, 103-этажный небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Объем Дворца Советов замыслили тоже рекордный — три пирамиды Хеопса! В июле 1931-го объявили конкурс на лучший проект. Среди соискателей был и лидер европейского авангарда Ле Корбюзье. Но победил приверженец сталинского ампира Борис Иофан, только что закончивший сооружать известный Дом на набережной. Место для строительства определили безо всякого конкурса: взорвали храм Христа Спасителя. А Дворец так и не построили...

Интересный медальон расположен и на западном фасаде Речного вокзала. На нем изображен самый крупный советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим» — один из десяти, построенных на комбинате «Дирижаблестрой» в подмосковном Долгопрудном.

Руководил строительством итальянский конструктор Умберто Нобиле, поэтому В6 так похож на полужесткий дирижабль N-4 («Италия»), спроектированный им же. Испытания аппарата провели в ноябре 1934-го, и в дальнейшем его хотели использовать для перевозки пассажиров между Москвой и Красноярском или Новосибирском. «Осоавиахиму» принадлежит абсолютный мировой рекорд продолжительности беспосадочного полета для всех летательных аппаратов — 130 часов 27 минут (29 сентября — 4 октября 1937 года). А в феврале 1938-го, когда экипаж готовился к вылету в Новосибирск, пришло сообщение, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция Папанина, раскололась. В6 поспешил на помощь. Вечером 6 февраля, подлетая к Кандалакше, в сложных погодных условиях дирижабль столкнулся с землей. Из 19 членов экипажа 13 погибли. Удивительно, что на медальоне, изготовленном в конце 1936 года, В6 изображен именно на фоне карельского пейзажа: Такое вот предвидение мастеров: фарфоровые тарелки делала группа художников Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ), которыми руководила известный скульптор-керамист Наталья Данько.

Кстати, уже упоминавшийся Умберто Нобиле, который в 1928 году на дирижабле «Италия» совершал арктическую экспедицию и потерпел катастрофу недалеко от Шпицбергена, жизнями уцелевшей части своего экипажа обязан герою, изображенному на следующем медальоне (восточный фасад Речного вокзала). Это в то время самый мощный в мире арктический ледокол «Красин». Именно «Красину» удалось забрать оказавшихся на льдине членов итальянской экспедиции (самого Нобиле и его собаку Титину вывез шведский летчик Эйнар Лундборг). А радиосигнал, позволивший в итоге установить местонахождение экипажа, поймал радиолюбитель из поселка Вохма Северо-Двинской губернии Николай Шмидт, собиравший коротковолновый одноламповый приемник.

В дальнейшем в Италии Нобиле подвергся резкой критике за то, что бросил свою команду. Он обиделся, подал в отставку из итальянских ВВС и в 1931 году уехал в Советский Союз, возглавив здесь программу по строительству дирижаблей:

А тема арктических и полярных экспедиций, тогда очень популярная, еще дважды встречается на фарфоровых тарелках Северного речного вокзала. Вот медальон восточного фасада под названием «Первый полет над Северным полюсом». Самолет АНТ-6 высадил на полюсе специалистов дрейфующей станции. Руководил операцией полярный летчик Василий Молоков. А на медальоне западного фасада — тот же самолет с бортовым номером Н-171 участвует в спасении экипажа затонувшего парохода «Челюскин» (февраль-март 1934-го), когда на льду оказались 104 человека. На этот раз его пилотировал ученик Молокова Анатолий Ляпидевский, ставший первым Героем Советского Союза.

Ну и еще одна тарелка. Помните, я упоминала теплоходы, специально построенные для навигации по каналу «Москва — Волга»? Их было четыре: «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов» и флагман, «Иосиф Сталин» (на фото внизу). Именно это судно мы видим в фильме «Волга-Волга» (1938) — картине, которая, собственно, и сделала Северный речной вокзал узнаваемым по всей стране. Превратив его в символ Москвы, который сейчас на наших глазах рождается вторично.